Упр.79 Часть 1 ГДЗ Нечаева Яковлева 4 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Нечаева, Яковлева 4 класс, Просвещение:

79. а) Прочитай текст. Назови его тему, озаглавь. Докажи, что это научный, а не художественный текст.

В Древней Руси имя давалось человеку как примета, но которой его можно было выделить из семьи или среди родственников. Так, когда-то давалось числовое имя: родился первый ребёнок в семье, его называли Нерва или Первой, второй - Второй, Вторак, третий - Третьяк. Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка - по цвету волос или кожи, Мал за малый рост. Имя могло отражать черту характера: Добр, Храбр, Смея на, Умник; время рождения: Зим, Вешняк, Мороз; род занятий: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Тема текста: имена в Древней Руси и их значения.

Имена в Древней Руси: значение и происхождение

В Древней Руси имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или среди родственников. Так, когда-то давалось числовое имя: родился первый ребёнок в семье, его называли Нерва или Первой, второй - Второй, Вторак, третий - Третьяк. Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка - по цвету волос или кожи, Мал за малый рост. Имя могло отражать черту характера: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время рождения: Зим, Вешняк, Мороз; род занятий: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Доказательства, что это научный текст

1. Информативность: Текст представляет собой объяснение, почему и как в Древней Руси давались имена. Он содержит факты и примеры, которые объясняют процесс именования.

2. Отсутствие образности: В тексте отсутствуют художественные образы, метафоры и описания, характерные для художественного стиля. Он написан в деловом и нейтральном тоне.

3. Чёткая структура: Текст последовательно излагает информацию по различным критериям, по которым давались имена: числовое имя, внешность, черты характера, время рождения, род занятий, связь с животным и растительным миром.

4. Использование терминов: Текст использует термины и понятия, относящиеся к исторической и культурной области (например, "числовое имя", "черта характера", "род занятий").

6) Какие древние имена стали основой современных фамилий? Напиши парами такие имена и фамилии. Где можешь, обозначь ту часть слова, с помощью которой они образовались.

Эти фамилии отражают различные аспекты жизни древних людей, их профессии, внешность, черты характера и другие особенности, которые находили своё отражение в именах.

Нерва — Нервов

Первой — Первов

Второй — Второв

Вторак — Втораков

Третьяк — Третьяков

Черныш — Чернышов

Чернавка — Чернавский

Мал — Малов

Добр — Добров

Храбр — Храбрин

Смеяна — Смеянов

Умник — Умников

Зима — Зимин

Вешняк — Вешняков

Мороз — Морозов

Шуба — Шубин

Ложка — Ложкин

Пушка — Пушкин

Волк — Волков

Кот — Котов

Трава — Травин