Упр.393 Часть 2 ГДЗ Нечаева Яковлева 4 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Нечаева, Яковлева 4 класс, Просвещение:

393. а) Запиши загадку и её отгадку. Это одушевлённый или неодушевлённый предмет? Почему возникает такой вопрос?

Не унять озорника:

Быстро гонит облака.

Морщит зеркало воды

И свистит на все лады.

А увидит где окошко,

Приоткрытое немножко, -

Раз! — и он уже в дому

Затевает кутерьму.

Новый бабушкин платок

Вдруг набросит на цветок.

Шерсть взъерошит у кота

От ушей и до хвоста.

И умчится в облака.

Назови озорника.

(Из книги

«Жемчужины народной мудрости»)

Озорник в этом тексте — это ветер.

Этот текст описывает неодушевлённый предмет или явление, придавая ему человеческие черты, что вызывает вопрос о его одушевлённости. Несмотря на это, описанный объект неодушевлённый.

Вопрос об одушевлённости возникает из-за того, что ветер описан с использованием приема «олицетворение», т.е. ему приписаны действия и качества, характерные для живых существ:

• "Быстро гонит облака"

• "Морщит зеркало воды"

• "И свистит на все лады"

• "А увидит где окошко"

• "Затевает кутерьму"

• "Набросит на цветок"

• "Шерсть взъерошит у кота"

Эти действия создают впечатление, что ветер ведёт себя как живое существо, которое может играть, озорничать и взаимодействовать с окружающей средой, подобно человеку или животному. Однако, с точки зрения грамматики и реальности, ветер остаётся неодушевлённым явлением природы.

б) Укажи спряжение у глаголов с безударным личным окончанием.

Гонит (гнать, искл. ІІ спр.); морщит (морщить, ІІ спр.); увидит (увидеть, искл. ІІ спр.); затевает (затеять, І спр.); набросит (набросить, ІІ спр.); взъерошит (взъерошить, ІІ спр.).

в) Объясни, почему одинаково слышатся три последних звука у слов окошко, немножко? Почему у рифмующихся слов в четырёх последних строчках одинаковое окончание? На какие грамматические признаки они указывают?

Три последних звука у слов "окошко" и "немножко" слышатся одинаково, потому что они оба заканчиваются на ШКА.

Рифмующиеся окончания слов указывают на склонение существительных (2-е).

г) Что объединяет правописание слов на рисунке? Составь на основе рисунка грамматическое задание для одноклассников.

Озорник, зеркало, платок, ветер, облако – слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Задание: назовите лексическое значение каждого слова.