Проверь себя стр.42 Часть 2 ГДЗ Нечаева Яковлева 4 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Нечаева, Яковлева 4 класс, Просвещение:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. а) Прочитай на с. 43 отрывок из рассказа Георгия Александровича Скребицкого. Как ты думаешь, почему запали в душу мальчика слова старика?

Можно ли эхо назвать городским голосом? Можно ли старика назвать учителем?

- Эхо - это, милый, не человек. Это лесной голос. Ты крикнешь в лесу, а он тебе и откликнется. Каждое деревце, каждый кустик отзвук даёт. Вот послушай, как мы с ними переговариваемся.

Дед поднял свою дудочку-жалейку и заиграл нежно, протяжно. А где-то далеко-далеко в лесу ему вторил другой такой же голос. Дедушка кончил играть, и эхо тоже кончило.

- Вот, сынок, слыхал теперь, как я с лесом перекликаюсь? - сказал старик. - Эхо - это самая душа леса.

Так я тогда и не понял, что же такое эхо. Но зато на всю жизнь полюбил его, полюбил как таинственный голос леса, как старую детскую сказку.

(По Г. А. Скребицкому)

Слова старика запали в душу мальчика, потому что они были наполнены магией и таинственностью. Старик объяснил эхо как нечто большее, чем просто физическое явление — как душу леса, что придало обыденному звуку глубокий смысл и красоту. Эта поэтическая интерпретация мира вокруг мальчика, представленная в виде сказки, оказала на него сильное впечатление, оставив в его памяти след на всю жизнь.

Эхо в данном контексте называют лесным голосом, потому что оно отражает природу, создавая ощущение единства с окружающим миром. Однако в городских условиях эхо также можно воспринимать как голос города, отражающий звуки улиц, зданий и всей городской инфраструктуры. В городе эхо отражает человеческую деятельность и шумы мегаполиса, но оно теряет ту магическую и таинственную природу, которую оно имеет в лесу.

Да, старика можно назвать учителем. Хотя он не давал мальчику формального образования, он учил его видеть и чувствовать мир по-особому. Старик передал мальчику знание и любовь к природе через поэтические образы и личный опыт, что является важным аспектом наставничества и воспитания. Старик научил мальчика воспринимать эхо как нечто живое и мистическое, что сформировало в нем глубокую эмоциональную связь с природой.

б) В первой реплике деда на кого указывают местоимения ты, он, мы, с ними?

Ты: указывает на мальчика, к которому обращается дед.

Он: указывает на эхо, о котором дед говорит.

Мы: указывает на дедушку и мальчика, подразумевая их совместное участие в процессе общения с лесом.

С ними: указывает на деревья и кусты в лесу, которые создают эхо и с которыми дедушка, по его словам, переговаривается.

2. а) Запиши первую реплику деда и следующий абзац. У всех глаголов определи форму времени, исключая глагол послушай. У личных глаголов определи также лицо и число.

- Эхо - это, милый, не человек. Это лесной голос. Ты крикнешь (н. в. 2 л. ед. ч.) в лесу, а он тебе и откликнется (б. в. 3 л. ед. ч.). Каждое деревце, каждый кустик отзвук даёт (н. в. 3 л. ед. ч.). Вот послушай, как мы с ними переговариваемся (н. в. 1 л. мн. ч.).

Дед поднял (п. в.) свою дудочку-жалейку и заиграл (п. в.) нежно, протяжно. А где-то далеко-далеко в лесу ему вторил (п. в.) другой такой же голос. Дедушка кончил (п. в.) играть (н. ф.), и эхо тоже кончило (п. в.).

б) Запиши один глагол с окончанием -ешь, другой — с окончанием -о. На какие грамматические признаки указывает каждое окончание?

Крикнешь – будущее время, единственное число, 2 лицо; кончило – прошедшее время, единственное число, средний род.