Упр.269 Часть 1 ГДЗ Желтовская Калинина 4 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Желтовская, Калинина 4 класс, Просвещение:

269. Прочитай, как и что о своей неожиданной встрече поведала одна школьница. Какой тип высказывания (текста) она использовала?

Поющая у проруби

Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла к небольшой знакомой речке, ещё издали увидела у проруби маленькую бурую птичку. Она оживлённо бегала по льду и весело напевала какую-то мелодию.

Я осторожно подошла поближе. Птичка немного подскочила вверх, как на невидимом трамплине, и с размаху — бух в прорубь!

Сомнения исчезли: это же оляпка — водяной воробей! Я вспомнила, что плотное и тёплое оперение птицы не намокает в воде. Оляпка смазывает его жиром, который выделяется хорошо развитой копчиковой железой. Вижу, как серебрится в воде тёмная спинка оляпки: птица плывёт, работая крыльями, как пловец руками. Вот оляпка уже быстро бежит по дну. Вдруг она ненадолго остановилась, ловко перевернула клювом небольшой камешек и вытащила из-под него чёрного водяного жука.

Еще через минуту она выскочила на лёд через другую прорубь, встряхнулась, и я вновь услышала её весёлую, звонкую песню!

(Марина Киреева, Дальнереченск, журнал «Юный натуралист»)

Понаблюдай, как юный автор строит своё повествование.

Тип текста: повествование.

1. Обрати внимание на выбор заголовка. В нём сразу названа тема или только слегка намечена?

В заголовке тема только слегка намечена.

2. Какие предложения являются вступлением?

С какого предложения начинается раскрытие темы?

Предложения первого абзаца – это вступление.

Раскрытие темы начинается с первого предложения второго абзаца.

3. Как автор развивает тему, что сообщает о новых действиях рассказчика и героини, как дополняет сведения о птичке?

Развитие темы идет в третьем абзаце: школьница рассказывает о том, что же за птица, какой образ жизни она ведет, что оляпка делала под водой.

4. Какими предложениями автор завершает повествование? Как поддержана мысль о поющей героине?

Завершается повествование предложением четвертого абзаца: «Еще через минуту она выскочила на лёд через другую прорубь, встряхнулась, и я вновь услышала её весёлую, звонкую песню!»

Мысль о поющей героине поддержана словами: «я вновь услышала её весёлую, звонкую песню».

5. Как автор подчёркивает последовательность событий? Какие слова для этого использует? Выпиши их.

Части повествования автор соединяет с помощью слов: однажды, когда, вдруг, вновь.

6. Почему в данном тексте используется много глаголов?

Заметьте! Повествовать — значит рассказывать.

В повествовании говорится о следующих друг за другом действиях, событиях. Чтобы подчеркнуть последовательность действий, в повествовании часто используют такие слова и выражения: однажды, вдруг, затем, потом, вновь, через некоторое время, когда, тогда, позже, тут, наконец и др.

Использование большого количества глаголов обусловлено тем, что перед нами текст-повествование.