Упр.1 Параграф 12 ГДЗ Александрова Вербицкая 4 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Вербицкая, Богданов 4 класс, Просвещение:

1. Прочитай рассказ Николая Ивановича Сладкова. От чьего имени ведётся рассказ? О каких событиях в нём сообщается? Как ты понимаешь смысл выделенных слов и выражений? Подумай, почему писатель использует именно такие языковые средства.

Плясунья

1. Ну и погодка, чтоб ей ни дна ни покрышки! Дождь, слякоть, холод, прямо бррр!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит. Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял ружьё, взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон — и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду делает зверьё.

2. И только вышел за околицу, вижу: лиса! Мышкует — промышляет мышей. Рыскает по жнивью — спина дугой, голова и хвост к земле, ну чистое коромысло.

Вот легла на брюхо, ушки торчком — и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала.

Сейчас они то и дело вылезают из норок — собирают себе зерно на зиму.

Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними ногами и носом на землю, рванула — вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.

Да вдруг и заплясала! Подскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка, вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.

Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли — слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался.

А чего она пляшет — не пойму! В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!

Надоело мне мокнуть — вскочил я во весь рост. Лиса увидала — тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты — только я её и видел!

3. Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли.

Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу. Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно...

Эх, был бы я лисой, так... Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке. Плясала — не баловала, мышей из их норок выгоняла... был бы у неё тут пир на весь мир!

4. Оказывается, вон какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски!

Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собою не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.

Рассказ Николая Ивановича Сладкова ведётся от первого лица. Речь идёт о встрече рассказчика с лисой во время охоты, о том, как необычно охотится лиса на мышей.

Ни дна ни покрышки – это злое пожелание несчастья человеку, в данном тексте – злое пожелание плохой погоде.

Добрый хозяин собаку из дому не выпустит – это выражение означает очень плохую погоду.

Выкомаривает – выделывать что-нибудь странное и неожиданное.

Шасть в кусты – быстро спряталась в кусты.

Писатель использует именно такие языковые средства, чтобы сделать текст более ярким, красочным, эмоциональным, чтоб выразить своё отношение к событиям рассказа.

Выбери одну из частей текста и перескажи её от третьего лица. Что тебе предстоит поменять? Запиши свой пересказ.

Чтобы пересказать от третьего лица, мне надо поменять местоимения я на местоимение он и использовать слово рассказчик.

Пересказ 3 части от третьего лица

Обошёл рассказчик жнивьё и, как лиса под ноги глядит. Ничего примечательного не видит, только промокшая земля да порыжелые стебли.

Тогда лёг он по-лисьему на живот и увидел много мышиных норок. Услышал, как мыши в них пищат. Встал рассказчик на ноги и начал лисий танец отплясывать: на месте подскакивать, ногами топать. Мыши испугались и как поскачут из-под земли в разные стороны!

Понял он тогда, какую охоту лисе испортил. Не просто так плясала лиса, она так мышей из норок выгоняла. И был бы у неё пир на весь мир!

Как о событиях второй части текста могла бы рассказать лиса?

Пересказ 2 части от лица лисы

Собралась я как-то помышковать. Бегаю по жнивью – спина дугой, голова и хвост прижаты к земле, ну чистое коромысло.

Вот легла на брюхо, уши торчком – заслышала мышей-полёвок. Они сейчас то и дело вылезают из норок, собирают зерно себе на зиму.

Увидела мышку, вскинулась всем передом, потом пала передними ногами и носом к земле, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Разинула я зубастую пастишку, поймала мышь на лету и проглотила, даже не разжевав.

И тут я заплясала! Подскакиваю на всех четырёх лапах, как на пружинах. То на одних задних лапах прыгаю, как цирковая собачка, вверх-вниз, вверх-вниз! Стараюсь, хвостом машу, язык от усердия высунула…

И вдруг человек появился, вскочил с земли во весь рост! Увидала я его, тявкнула с досады, даже язык прикусила. Но тут же сообразила, что бежать надо. Бросилась в кусты, только меня и видели!