Понаблюдайте! стр.100 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:

1. Сравните две группы слов. В корнях слов какой группы есть орфограммы гласных? Почему?

яд

обозначить

дикий

увлечь

жёлудь

крыжовник

шов

щёлочь

В корнях слов второй группы есть орфограммы гласных, потому что есть выбор букв 0/ё.

2. К словам первой группы подберите однокоренные слова с безударными гласными в корне (с орфограммами). Какую букву надо написать в каждом случае? Почему?

Яд – ядовитый.

Обозначить – обозначение.

Дикий – дикарь.

Увлечь – увлечение.

В безударном положении в корне надо писать ту гласную, которая стоит под ударением в исходном слове.

3. Можно ли к слову крыжовник подобрать однокоренное с безударной гласной после шипящего? А к слову жёлудь? Сделайте вывод.

К слову «крыжовник» нельзя подобрать однокоренное слово с безударной гласной после шипящего, а к слову «жёлудь» - можно: «желудёвый», ё//е.

4. Попробуйте объяснить, когда после шипящих под ударением в корне надо писать букву о, а когда — букву ё?

В корне после шипящих под ударением пишется буква «о», если нельзя подобрать однокоренное слово с безударной гласной после шипящего.

Если можно подобрать однокоренное слово с безударной гласной после шипящего, то под ударением пишется буква «ё».