Упр.716 Часть 2 ГДЗ Рыбченкова Александрова 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Глазков 5 класс, Просвещение:

716 Послушайте текст К. Ушинского из сборника «Материалы для изложений и сочинений», изданного в 1914 году. Как вы думаете, почему гневался ветер?

Ветер гневался, потому что ему никак не удавалось сорвать плащ с путешественника.

Ветер и солнце

(1) Однажды солнце и сердитый северный ветер заспорили о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и, наконец, решили помериться силами над путешественником, который в это время ехал верхом на лошади по большой дороге. Спорившие условились, что победит тот из них, кто заставит путника снять верхнее платье.

(2) «Посмотри, как я налечу на него, так мигом сорву с него плащ!» — сказал ветер. Сказал и начал дуть что было мочи. Но чем больше старался ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путешественника дождём и снегом. Проклиная ветер, путешественник туже подпоясался поясом. Тут ветер убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

(3) Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось выглянуло из-за облаков обогрело осушило землю, а вместе с тем и бедного иззябшего путника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился сам снял свой плащ. «Видишь ли, — сказало тогда кроткое солнце сердитому ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».

1. Выполните задания по выбору.

1. Найдите в тексте синонимы к словам плащ и путник.

Плащ - верхнее платье

Путник - путешественник

2. Укажите лишнее слово в тематической группе: скованный, замёрзший, застывший, озябший. К оставшимся словам найдите в тексте синонимы.

Лишнее слово: скованный.

Синоним к остальным словам: иззябший.

2. Можно ли вместо слова приободрился, употреблённого в сказке, использовать слово ободрился? Что общего в значениях этих слов и в чём различие?

Приободрился - несколько ободриться, приобрести немного бодрости.

Ободриться - стать бодрым, почувствовать себя бодрее.

Да, в данном тексте эти слова являются взаимозаменяемыми, так как их лексическое значение является близким.

3. Из 2-го абзаца выпишите предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

«Посмотри, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) как я налечу на него, (запятая между однородными сказуемыми) так мигом сорву с него плащ!» - сказал ветер. (предложение с прямой речью, сама прямая речь заключается в кавычки, после окончания прямой речи перед словами автора ставится тире)

Сказал и начал дуть что был мочи.

Ветер сердился, (запятая между однородными сказуемыми) свирепел, (запятая между однородными сказуемыми) осыпал бедного путешественника дождём и снегом.

3. Из 3-го абзаца выпишите предложения с однородными членами. Поставьте недостающие знаки препинания.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, (запятая между однородными сказуемыми) выглянуло из-за облаков, (запятая между однородными сказуемыми) обогрело, (запятая между однородными сказуемыми) осушило землю, а вместе с тем и бедного иззябшего путника.

Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, (запятая между однородными сказуемыми) сам снял свой плащ.

«Видишь ли, - сказало тогда кроткое солнце сердитому ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».

2. Как вы думаете, с какой целью сочинили эту сказку? Найдите и прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Цель данной сказки - поучительная.

Основная мысль: «Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».

3. Из скольких частей состоит текст? Если вы к каждой из них зададите вопрос, у вас получится план текста.

Текст состоит из 3-х частей.

План текста:

1. О чём поспорили ветер и солнце?

2. Как ветер пытался выиграть спор?

3. Что сделало солнце?

4. Перескажите текст, кратко ответив на вопросы плана.