Упр.132 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:

1. Прочитайте отрывки из стихотворений. Выпишите грамматические основы, подчеркните подлежащее и сказуемое.

1) Жучок ли точит древесину,

Или скоблит листочек тля,

Сухих листов своих корзину

Несёт мне осенью земля.

(Я. Заболоцкий)

2) За рекой луга зазеленели,

Веет лёгкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.

(Я. Бунин)

3) Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

(Ф. Тютчев)

1) Жучок точит; скоблит тля; несёт земля.

2) Луга зазеленели; веет; зазвенели песни.

3) Солнце смотрит; прогремело; принахмурилась земля.

2. Объясните, как вы нашли подлежащие. Как они грамматически связаны со сказуемыми?

Рассуждайте так: чтобы найти подлежащее в предложении Лис тья пожелтелые по ветру летят, задаём вопросы — каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? — О листьях. Какое слово отвечает на вопрос что? — На вопрос что? отвечает слово листья. Значит, это подлежащее.

1) Чтобы найти подлежащее в предложении Жучок ли точит древесину, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о ком говорится в предложении? – О жучке. Какое слово отвечает на вопрос кто? – На вопрос кто? отвечает слово жучок. Значит, это подлежащее.

Чтобы найти подлежащее в предложении Или скоблит листочек тля, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о ком говорится в предложении? – О тле. Какое слово отвечает на вопрос кто? – На вопрос кто? отвечает слово тля. Значит, это подлежащее.

Чтобы найти подлежащее в предложении Сухих листов своих корзину несёт мне осенью земля, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О земле. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово земля. Значит, это подлежащее.

2) Чтобы найти подлежащее в предложении За рекой луга зазеленели, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О лугах. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово луга. Значит, это подлежащее.

Чтобы найти подлежащее в предложении Веселей по рощам зазвенели песни птиц на разные лады, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О песнях. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово песни. Значит, это подлежащее.

3) Чтобы найти подлежащее в предложении Неохотно и несмело солнце смотрит на поля, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О солнце. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово солнце. Значит, это подлежащее.

Чтобы найти подлежащее в предложении Принахмурилась земля, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О земле. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово земля. Значит, это подлежащее.

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица.

3. Найдите полные тексты этих стихотворений и подготовьте их выразительное чтение.

Сказуемое — главный член предложения, оно обозначает то, что говорится о подлежащем: действие, состояние, признак. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? каков он? что он такое? кто он такой? Сказуемое подчёркивается так:

Чаще всего сказуемое может быть выражено глаголом: Солнце (что сделало?) взошло. Оно может быть выражено

именем существительным: Лягушка (кто она такая?) — очень полезное животное, а также именем прилагательным: Хороша (какова?) наша русская природа.

Подмосковные рощи

Жучок ли точит древесину

Или скоблит листочек тля,

Сухих листов своих корзину

Несёт мне осенью земля.

В висячем золоте дубравы

И в серебре березняки

Стоят, как знамения славы,

На берегах Москвы-реки.

О, эти рощи Подмосковья!

С каких давно минувших дней

Стоят они у изголовья

Далёкой юности моей!

Давно все стрелы отсвистели

И отгремели все щиты,

Давно отплакали метели

Лихое время нищеты,

Давно умолк Иван Великий,

И только рощи в поздний час

Всё с той же грустью полудикой

Глядят с окрестностей на нас.

Леса с обломками усадеб,

Места с остатками церквей

Всё так же ждут вороньих свадеб

И воркованья голубей.

Они, как комнаты, просторны,

И ранней осенью с утра

Поют в них маленькие горны,

И вторит горнам детвора.

А мне-то, господи помилуй,

Всё кажется, что вдалеке

Трубит коломенец служилый

С пищалью дедовской в руке.

(Н. Заболоцкий)

За рекой луга зазеленели…

За рекой луга зазеленели,

Веет лёгкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит,

Горький дух лозины молодой…

О, весна! Как сердце счастья просит!

Как сладка печаль моя весной!

Кротко солнце листья пригревает

И дорожки мягкие в саду…

Не пойму, что душу раскрывает

И куда я медленно бреду!

Не пойму, кого с тоской люблю я,

Кто мне дорог… И не все ль равно?

Счастья жду я, мучась и тоскуя,

Но не верю в счастье уж давно!

Горько мне, что я бесплодно трачу

Чистоту и нежность лучших дней,

Что один я радуюсь и плачу

И не знаю, не люблю людей.

(И. Бунин)

Неохотно и несмело…

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля –

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей…

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

(Ф. Тютчев)