Анализируем текст Параграф 21 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:

1. Прочитайте рассказ, соблюдая интонацию.

Тетрадки под дождём На перемене Марик мне говорит:

— Давай убежим с урока. Смотри, как иа улице хорошо!

— А вдруг нас задержат с портфелями?

— Нужно портфели в окно побросать.

Глянули мы в окно: возле самой стены сухо, а чуть подальше — огромная лужа. Не кидать же портфели в лужу!

Мы сияли ремни с брюк, связали их вместе и осторожно спустили на них портфели.

В это время звонок зазвенел.

Учитель вошёл. Пришлось сесть иа место.

Урок начался. Дождь за окном полил. Марик записку мне пишет:

«Пропали наши тетрадки».

Я ему отвечаю:

«Пропали наши тетрадки».

Он мне пишет:

« Что делать будем? »

Я ему отвечаю:

« Что делать будем? »

Вдруг вызывают меня к доске.

— Не могу, — говорю, — як доске идти.

«Как же, — думаю,— без ремня идти?»

— Иди, иди. Я тебе помогу, — говорит учитель.

— Не надо мне помогать.

— Ты не заболел ли случайно?

— Заболел, — говорю.

— Ас домашним заданием как?

— Хорошо с домашним заданием.

Учитель подходит ко мне.

— А ну, покажи тетрадку.

Я молчу.

— Что с тобой происходит?

Я молчу.

— Придётся тебе поставить двойку.

Он открывает журнал и ставит мне двойку, а я думаю о своей тетрадке, которая мокнет сейчас под дождём.

(По В. Голявкину)

2. Разыграйте по ролям диалог учителя и ученика.

3. Найдите в тексте и выпишите три вопросительных предложения. Какими средствами в них выражены вопросы?

Что делать будем? – вопрос выражен вопросительным словом что.

Ты не заболел ли случайно? – вопрос выражен вопросительной частицей ли.

А с домашним заданием как? – вопрос выражен вопросительным словом как.

4. Найдите побудительные предложения. Прочитайте их. Что они выражают: совет, просьбу, требование, приказ, приглашение?

Давай убежим с урока. – приглашение

Смотри, как на улице хорошо! – приглашение

Иди, иди. – приглашение

А ну, покажи тетрадку. – требование

5. Определите, какое по цели высказывания и эмоциональной окраске предложение Не кидать же портфели в лужу! Напишите это предложение, поставив в конце другой знак препинания. Изменился ли смысл предложения?

Не кидать же портфели в лужу! – повествовательное, восклицательное.

Не кидать же портфели в лужу. Смысл предложения не изменился.

6. Как вы думаете, почему в рассказе много вопросительных и побудительных предложений?

В рассказе много вопросительных и побудительных предложений, потому что они отражают смысл текста.

7. Докажите, что тип этого текста — повествование, подкрепите свой ответ примерами из текста.

Тип текста – повествование, т. к. в нём рассказывается о последовательно происходящих действиях и событиях.

8. Сформулируйте основную мысль (идею) текста.

Основная мысль текста: Желание убежать с урока стоило мальчику пропавших тетрадок и двойки.

9. Как вы думаете, почему мальчик промолчал — не сказал учителю, что его тетрадь мокнет под дождём?

Я думаю, что мальчик промолчал, чтобы учитель не узнал об их замысле убежать с урока.

10. Этот текст серьёзный или шутливый? Объясните, почему вы так думаете.

Я думаю, что этот текст шутливый, потому что герои попали в комичную ситуацию, правда, им было не до смеха.

11. Напишите краткое изложение рассказа. В конце выскажите своё отношение к его героям.

Тетрадки под дождём

На перемене Марик мне предложил убежать с урока. Чтобы нас не задержали с портфелями, мы решили их бросить в окно. Чтобы они не попали в лужу, мы сняли ремни с брюк, связали их вместе и осторожно спустили на них портфели.

В это время начался урок. Пришлось сесть на место. На улице пошёл дождь. Мы с Мариком поняли, что тетрадки наши пропали, и не знали, что делать.

Вдруг меня вызывают к доске, а я отказываюсь, потому что без ремня идти не могу. Учитель спросил, не заболел ли я и как у меня с домашним заданием. Он подошёл ко мне и потребовал показать тетрадку. Я промолчал, и учитель поставил мне двойку. А я в это время думал о своей тетрадке, которая мокла под дождём.

12. Придумайте продолжение рассказа, где учитель не ставит ученику двойку.

…Он подошёл ко мне и потребовал показать тетрадку. Я промолчал, но учитель не поставил мне двойку. Он сказал, чтобы я остался после урока. Когда прозвенел звонок и все вышли из класса, учитель попросил меня рассказать, что произошло. Я честно во всём признался. Он сказал, что это будет мне уроком и в следующий раз я серьёзно подумаю, прежде чем решусь на такой шаг, и отпустил меня искать ремень и портфель с тетрадками.