Анализируем текст Параграф 34 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:

1. Прочитайте отрывок из фантастического рассказа «Это ты, Алиса? (Второгодники)».

Сосед Алисы Всеволод Михайлович работал на телестудии и играл древних дедов или волшебных злодеев. Он жил иа свете так долго, что порой ему казалось, что когда-то он даже встречался с Наполеоном. На самом деле Всеволод Михайлович родился примерно в середине двадцатого века, ему ещё не было и ста пятидесяти лет.

Алиса любила к нему ходить, потому что дед за свою долгую жизнь оброс воспоминаниями и сувенирами, как дно корабля ракушками. Часто он рассказывал ей удивительные истории. В них правда перемешивалась с вымыслом, и истории становились похожи на сон.

Иногда он замирал посреди комнаты и задумчиво произносил:

— Мы выходим с Андрюшей из кино. А там киоск. В нём самая вкусная вещь на свете — мороженое эскимо! Хрустит мороз, и мы стоим и держим по мороженому за деревянные палочки!

— Зачем деревянные палочки? — спросила Алиса.

— От них был главный вкус. Какой вкус!

— Разве сейчас мало мороженого? — удивлялась Алиса.

— Ото не мороженое. Это развлечение для хлюпиков, которые поднимаются на Эверест на фуникулёре. В наши дни мы шли туда пешком...

Всеволод Михайлович замолк, потом вдруг сказал:

— Завтра у меня день рождения. Сто пятьдесят лет. Круглая дата. А кто об этом вспомнит?

За окном шёл первый снег, начинался ноябрь, и Алисе стало грустно. Вот прожил человек столько лет, вну-ков-правнуков много, да все разъехались. Один иа Венере живёт, другой улетел в звездную экспедицию. Некому деду подарок принести.

Алиса пришла домой и задумалась.

Если эскимо нет, надо его достать. День рождения не бывает без подарка. Алиса достала альбом со старинными монетами, вынула из него металлический рубль с памятником Юрию Долгорукому и поехала в Институт времени.

(По К. Булычёву)

2. Выпишите сложные предложения с союзом и, словом которые. Составьте схемы этих предложений.

В них правда перемешивалась с вымыслом, и истории становились похожи на сон.

Хрустит мороз, и мы стоим и держим по мороженому за деревянные палочки!

Это развлечение для хлюпиков, которые поднимаются на Эверест на фуникулёре.

За окном шёл первый снег, начинался ноябрь, и Алисе стало грустно.

3. Что соединяет союз и в первом предложении? Составьте его схему.

Сосед Алисы Всеволод Михайлович работал на телестудии и играл древних дедов или волшебных злодеев. – союз и соединяет однородные сказуемые.

4. Поразмышляйте, какова роль союза а в выделенном предложении.

А кто об этом вспомнит?

Союз а в начале предложения используется преимущественно в художественной или разговорной речи. Это присоединительный элемент при построении текста, когда нужно обозначить новое развитие темы или перейти к другому взгляду на проблему. Кроме того, он используется как средство выразительности.

5. Выпишите по одному фрагменту диалога со словами автора, стоящими перед репликой и после неё. Объясните знаки препинания с помощью схемы.

Иногда он замирал посреди комнаты и задумчиво произносил:

– Мы выходим с Андрюшей из кино.

А:

– Р. (Р – реплика)

– Зачем деревянные палочки? – спросила Алиса.

– Р? – а.

6. Определите тип речи этого текста. Аргументируйте свой ответ.

Тип речи – повествование с элементами рассуждения. В тексте рассказывается о последовательно происходящих событиях, а также объясняется, зачем были деревянные палочки в эскимо и почему Всеволод Михайлович грустит накануне дня рождения.

7. Назовите средства связи предложений в первом абзаце.

Средства связи предложений в первом абзаце: сосед – он – Всеволод Михайлович.

8. Как вы думаете, зачем Алиса поехала в Институт времени? Придумайте и расскажите продолжение этой истории или прочитайте рассказ.

Алиса поехала в Институт времени, чтобы в камере для путешествий во времени отправиться в 1986 год и купить эскимо в подарок Всеволоду Михайловичу.