Анализируем текст Параграф 42 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:

1. Прочитайте текст.

Я вышел из леса и остановился. Вокруг было тихо. Приближалась гроза. Тёмно-синяя туча застилала половину неба.

Ветра не было. Всё замерло. Не слышно было ни одной птицы. Даже воробьи все попрятались.

Я глядел на синюю громадную тучу и думал: сейчас сверкнёт молния, загремит гром и начнётся сильная буря.

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила на безмолвную землю и постепенно темнела.

И вдруг я увидел, как вдали на фоне тёмного неба замелькало что-то светлое, как белый платочек. То летел со стороны деревни белый голубь. Летел, летел всё прямо, прямо и скрылся за лесом.

Прошло несколько минут, вокруг стояла всё та же тишина. И вот уже замелькали в небе два платка: это летели домой в деревню два белых голубя.

Наконец засвистел сильный ветер, сверкнула молния, прогремел гром — началась буря.

Я едва добежал домой. Под крышей, на самом краю слухового окна, сидели два белых голубя: тот, который слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас. Они сидели рядом и чувствовали каждый своим крылом крыло соседа, им было хорошо! (По Я. Тургеневу)

2. Какова основная мысль текста? Выражена ли она автором ясно, чётко или о ней нужно догадаться?

Основная мысль: спасение голубем своего товарища. Она выражена автором ясно и чётко.

3. Придумайте название текста.

Название: Спасение друга.

4. К какому типу речи относится текст? По каким признакам вы это определили?

Тип речи – повествование, т. к. в тексте рассказывается о последовательно происходящих действиях и событиях.

5. Определите позицию гласных звуков, обозначенных выделенными буквами. Обоснуйте свой ответ.

Вышел – слабая позиция (в безударном положении);

остановился – слабая позиция (в безударном положении);

вокруг – слабая позиция (в безударном положении);

тихо – слабая позиция (в безударном положении);

приближалась – слабая позиция (в безударном положении);

половину – слабая позиция (в безударном положении);

неба – сильная позиция (под ударением);

молния – сильная позиция (под ударением);

темнела – слабая позиция (в безударном положении).

6. Выпишите по пять слов, в которых звонкие/глухие согласные находятся: а) в сильной позиции; 6) в слабой позиции.

Звонкие/глухие согласные находятся:

а) в сильной позиции: гроза, голубя, два, едва, соседа;

б) в слабой позиции: вокруг, вдруг, голубь, всё, сосед.

7. Выпишите по три-четыре слова, в которых твёрдые/мягкие согласные находятся: а) в сильной позиции; б) в слабой позиции.

Твёрдые/мягкие согласные находятся:

а) в сильной позиции: вышел, гроза, ветра;

б) в слабой позиции; застилала, деревни, засвистел.

8. Перескажите текст от 3-го лица.

Автор вышел из леса и остановился. Вокруг было тихо. Приближалась гроза. Тёмно-синяя туча застилала половину неба.

Ветра не было. Всё замерло. Не слышно было ни одной птицы. Даже воробьи все попрятались.

Писатель глядел на синюю громадную тучу и думал: сейчас сверкнёт молния, загремит гром и начнётся сильная буря.

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила на безмолвную землю и постепенно темнела.

И вдруг автор увидел, как вдали на фоне тёмного неба замелькало что-то светлое, как белый платочек. То летел со стороны деревни белый голубь. Летел, летел всё прямо, прямо и скрылся за лесом.

Прошло несколько минут, вокруг стояла всё та же тишина. И вот уже замелькали в небе два платка: это летели домой в деревню два белых голубя.

Наконец засвистел сильный ветер, сверкнула молния, прогремел гром – началась буря.

Писатель едва добежал домой. Под крышей, на самом краю слухового окна, сидели два белых голубя: тот, который слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас. Они сидели рядом и чувствовали каждый своим крылом крыло соседа, им было хорошо!