Упр.30 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:

Прочитайте отрывок из рассказа для детей о том, как соревновались звери в беге.

Однажды лев, слон, жирафа, олень, страус, лось, дикая лошадь и собака поспорили, кто из них быстрее всех бегает.

Спорили, спорили и чуть было не подрались.

Услыхал Гриша Апельсинов, что звери спорят, и говорит им:

— Эй вы, глупые звери! Зря вы спорите! Вы лучше устройте состязание. Кто первый вокруг озера обежит, тот, значит, и бегает быстрее всех.

Звери согласились, только страус сказал, что он не умеет вокруг озера бегать.

— Ну и не бегай, — сказал ему лось.

— А вот побегу, — сказал страус.

— Ну и беги! — сказала жирафа.

Звери выстроились в ряд, Гриша Апельсинов махнул флажком, и звери побежали. (Д. Хармс)

2. Выпишите глаголы с корнем бег (беж). Выделите в этих словах суффиксы. Укажите, какие из них словообразующие, а какие — формообразующие.

Формообразующие суффиксы в словах: не бегай (нулевой суффикс образует форму повелительного наклонения), беги (суффикс -и- образует форму повелительного наклонения), побежали (суффикс -л- образует форму прошедшего времени).

3. Назовите общее лексическое значение слов в первом предложении. Выпишите из этого ряда слова с нулевым окончанием, имеющие одинаковое грамматическое значение.

Общее лексическое значение слов лев, слон, жирафа, олень, страус, лось, дикая лошадь, собака – животные.

Слова с нулевым окончанием, имеющие одинаковое грамматическое значение сущ. 2 скл., м. р., ед. ч., И. п.: лев, слон, олень, страус, лось.

4. Сравните выделенные слова в предложениях. Какова их синтаксическая роль?

Услыхал Гриша Апельсинов, что звери спорят, и говорит им…

Эй вы, глупые звери! – обращение, не является членом предложения.