Анализируем текст Параграф 18 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:

1. Прочитайте очерк «Как говорить?». Определите его основную мысль. Озаглавьте этот текст, чтобы заголовок наиболее точно отражал основную мысль.

Основная мысль: Язык характеризует человека больше, чем внешность.

Заголовок: Показатель воспитанности.

(Не)ряшливость в одежде — это прежде всего (неуважение к окружающим вас людям, да и (не)уважсиие к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. По большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт, и в зависимости от возраста.

Язык ещё в большей мерс, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело.

Есть разного рода (не)ряшливость в языке человека. Бравирование грубостью в языке — распространённое явление, и оно свидетельствует о (не)воспитанности, (не)интеллигентности человека. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хоть и трудно, но это надо.

(По Д. Лихачёву)

2. Выпишите из текста существительные с не и объясните их правописание. Раскройте лексическое значение этих слов.

Неряшливость (не употребляется без не) – несоблюдение чистоты, порядка, неопрятность, неаккуратность.

Неуважение (синонимы отсутствие уважения, пренебрежение, дерзость) – отсутствие надлежащего уважения, непочтительность, пренебрежение.

Невоспитанность (синонимы дурные манеры, грубость, бесцеремонность) – неумение вести себя в обществе подобающим образом.

Неинтеллигентность (синонимы грубость, малокультурность) – необразованность, некультурность.

3. Как вы понимаете значение слов щёголь, жаргонный, цинич ныи? Используя любой толковый словарь, узнайте значения этих слов и подберите к ним антонимы.

Щёголь – тот, кто нарядно, изысканно одет, кто любит наряжаться; франт. Антоним – сермяжник (тот, кто носит сермягу (одежду из грубого сукна), бедный крестьянин).

Жаргонный – свойственный жаргону, являющийся жаргоном (язык обособленной социальной группы, профессии или сообщества, отличающийся от общего, литературного языка специфической лексикой). Антоним – нормативная лексика, литературный язык.

Циничный – проявляющий цинизм, бесстыдство. Антоним – этичный, порядочный.

4. О какого рода неряшливости говорится в тексте? Какой тип речи использует автор, чтобы пояснить свою мысль?

Автор говорит не только о неряшливости в одежде, но и о неряшливости в языке: о грубости, о жаргонных, циничных выражениях и ругани.

Чтобы пояснить свою мысль, автор использует такой тип речи, как рассуждение.

5. Что, по мнению автора, свидетельствует о невоспитанности, неинтеллигентности человека? Вы с этим согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

О невоспитанности, неинтеллигентности человека, по мнению автора, свидетельствует бравирование грубостью. Я согласна с этим утверждением. Любовь или нелюбовь к грубым выражениям говорит о воспитании человека. Наше отношение к другим людям формируется в том числе и по тому, как они говорят. Одно-единственное слово может испортить общение. Любителям грубо выражаться нужно помнить, что речь – показатель воспитанности и образованности человека, а это в современном мире играет огромную роль.