Анализируем текст Параграф 40 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)
1. Прочитайте текст о диве дивном, созданном человечеством. Диво дивное Удивительное это дело — книга!1 Вот подлинно уж диво дивное... Думается мне, что за всю свою сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного, более волшебного, чем книга.




Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст о диве дивном, созданном человечеством.
Диво дивное
Удивительное это дело — книга!1 Вот подлинно уж диво дивное... Думается мне, что за всю свою сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного, более волшебного, чем книга.
Хорошая книга — это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими3 мыслями, знаниями, чувствами. И каждый может насытиться, упиться радостью, которую даёт книга, а она не оскудеет от этого!
А потом, скажу ещё, что книга — это чудесная машина времени. То она переносит тебя в прошлое, то вдруг ты с пей перелетаешь2 в даль будущего1... И прежде всего умная, хорошая книга — это верный, добрый, мудрый друг и советчик2. Она поможет понять многое в жизни лучше и точнее.
Хорошая3 книга — это дверь3, которая раскрывается перед тобой, впуская тебя в какой-то новый, пусть и не очень большой, уголок жизни. Это окно, распахнув которое ты можешь увидеть столько интересного, полезного, важного, что на всю жизнь западает в память и душу. (По Л. Кассилю)
2. Раскройте значение выделенных слов и словосочетаний.
Сознательная история – та, которая происходит при участии сознания.
Неиссякаемый сосуд – сосуд, который никогда не опустеет.
Насытиться, упиться радостью – вдоволь удовлетворить свои потребности в радости, счастье.
Оскудеет – обеднеет, уменьшится.
3. Составьте план текста.Что для этого нужно сделать? Перескажите текст от 3-го лица.
План:
1) Удивительное это дело – книга!
2) Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд.
3) Книга – это чудесная машина времени.
4) Хорошая книга – это дверь в новый мир.
Для того чтобы составить план текста, надо озаглавить каждую микротему.
4. Выпишите сначала глаголы в форме инфинитива, а затем глаголы в личной форме. Определите их грамматические значения. На какие вопросы отвечают глаголы?
Глаголы в форме инфинитива: насытиться, упиться, понять, увидеть – все отвечают на вопрос что сделать?
Думается – наст. вр., ед. ч.; не придумало – прош. вр., ед. ч., ср. р.; может – наст. вр., ед. ч., 3 л.; даёт – наст. вр., ед. ч., 3 л.; не оскудеет – буд. вр., ед. ч., 3 л.; скажу – буд. вр., ед. ч., 1 л.; переносит – наст. вр., ед. ч., 3 л.; перелетаешь – наст. вр., ед. ч., 2 л.; поможет – буд. вр., ед. ч., 3 л.; раскрывается – наст. вр., ед. ч., 3 л.; можешь – наст. вр., ед. ч., 2 л.; западает – наст. вр., ед. ч., 3 л.
5. Найдите в тексте предложения с тире. Объясните его постановку. От каких условий это зависит?
Удивительное это дело – книга!
Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами.
А потом, скажу ещё, что книга – это чудесная машина времени.
И прежде всего умная, хорошая книга — это верный, добрый, мудрый друг и советчик.
Хорошая книга – это дверь, которая раскрывается перед тобой, впуская тебя в какой-то новый, пусть и не очень большой, уголок жизни.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И. п.
6. Задание по выбору. Подберите и запишите два-три высказывания или пословицы о книге или придумайте небольшой оригинальный и запоминающийся текст рекламы, убеждающий, что хорошая книга — это верный, добрый, мудрый друг и советчик.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хорошая книга ярче звёздочки светит.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
7. Знаете ли вы, чем обычная книга отличается от аудиокниги? Как вы думаете, способна ли аудиокнига вытеснить бумажную книгу? Напишите об этом сочинение-рассуждение.
Я не думаю, что аудиокнига способна вытеснить бумажную книгу.
Во-первых, далеко не все люди воспринимают информацию на слух.
Во-вторых, часто при прослушивании аудиокниг люди занимаются чем-то ещё, поэтому не усваивают всю информацию, в отличие от тех, кто получает информацию при чтении.
В-третьих, во время самостоятельного чтения человек, если что-то непонятно, может перечитывать фрагменты снова и снова, делать пометки, клеить стикеры, выписывать цитаты. В случае с аудиокнигой это делать проблематично.
Таким образом, аудиокнига неспособна вытеснить бумажную книгу.
Будущего1 – [будущиэва] 4 слога
б – [б] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
у – [у] – гласный, ударный
д – [д] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
у – [у] – гласный, безударный
щ – [щ] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный
е – [иэ] – гласный, безударный
г – [в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
о – [а] – гласный, безударный
8 б., 8 зв.
1. (За) историю3 – существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. – история.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– ж. р.;
– на -ия.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в В. п.
5. Обстоятельство.
1. Человеческими3 – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – человеческий.
3. Постоянные признаки:
– относительное.
4. Непостоянные признаки:
– во мн. ч.;
– в Т. п.
5. Определение.
1. Хорошая3 – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – хороший.
3. Постоянные признаки:
– качественное.
4. Непостоянные признаки:
– в полной форме;
– в ед. ч.;
– в ж. р.;
– в И. п.
5. Определение.
1. Дверь3 – существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. – дверь.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– ж. р.;
– 3 скл.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в И. п.
5. Сказуемое.
Удивительное это дело – книга!4
Повествовательное, восклицательное, простое, распространённое, не осложнено.