Упр.102 Глава 2 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

102. 1) Прочитайте текст вслух. Какие варианты произношения слов приводятся в этом тексте? Как вы произносите эти слова?

В нашей огромной стране много областей; в нашем языке немало различных диалектов, местных говоров. Даже такие близкие города, как Москва и Санкт-Петербург, и те говорят не совсем одинаково: москвичи выговаривают «скуШНА», а в Петербурге — «скуЧ-НА»... Есть области, где даже сейчас вы услышите такие странные окончания, как «испей чайкю», «кликни Ванькю»... Есть места, жители которых всё ещё произносят вместо сочетания звуков «дн» совсем другое — «нн»: «онно» вместо «одно», «на нно» вместо «на дно». Областей и говоров много, а русский язык один.

Для того чтобы все русские люди могли свободно понимать речь друг друга, чтобы наши книги и газеты могли читаться с одинаковой лёгкостью и в Москве, и около Астрахани, — необходимо, чтобы всюду действовало одно и то же общерусское правописание, одна единая орфография.

И можно сказать твёрдо, что «писание по слуху», а не по правилам орфографии не облегчило бы ваш труд, а сделало бы изучение грамоты почти немыслимым: приходилось бы вместо одного русского правописания заучивать десятки областных — для каждого места в отдельности. Так уж давайте лучше остановимся твёрдо на одной общей орфографии.

(По Л. Успенскому)

В тексте приводятся различные диалектные варианты произношения привычных нам слов.

2) Вспомните, что такое орфограмма. Прочитайте вслух слова с выделенными буквами. Какие звуки произносятся на месте выделенного сочетания?

Орфограмма - написание слова или морфемы, выбираемое из нескольких возможных (при одинаковом произношении) и соответствующее определённому орфографическому правилу.

- чтобы [ш]

3) Как вы считаете, легче ли было бы научиться письму, если бы все могли писать слова по их произношению? А какова основная мысль автора?

Если бы не существовало определённых орфографических правил и все слова писались бы так же, как и произносились, то не было бы единственного правильного варианта, а следовательно, научиться правописанию было бы сложнее.

Основная мысль текста: «писание по слуху», а не по правилам орфографии не облегчило бы ваш труд, а сделало бы изучение грамоты почти немыслимым: приходилось бы вместо одного русского правописания заучивать десятки областных - для каждого места в отдельности».