Упр.126 Глава 3 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

126. 1) Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

Глаза у насекомых построены по одному принципу и в то же время разнообразны, так как различных видов насекомых на нашей планете не меньше миллиона. Глаза насекомого состоят из огромного числа одинаковых деталей — фасеток, число которых доходит до десятков тысяч.

Вот стрекоза. Больше половины поверхности головы у неё занимают огромные глаза, переливающиеся жёлтым, красным, изумрудным цветом. Каждый глаз состоит более чем из 20 тысяч отдельных фасеток. Стрекоза видит ими вперёд, вбок, вниз, вверх и назад. Стрекоза — охотница, ей нужны зоркие глаза, которые издали заметят летящую в воздухе добычу.

Очень странные глаза у некоторых видов мух. Эти насекомые с длинными «рогами» на голове живут преимущественно в тропиках, но встречаются в Сибири и на Кавказе. Их «рога» — это глаза, расположенные на вытянутых в сторону длинных стебельках. Глаза на стебельках облегчают ориентировку насекомого в воздухе.

Прекрасно развиты глаза у бабочек. Большинство бабочек питаются нектаром, а чтобы найти цветок, нужно его увидеть, поэтому их глаза обладают огромным количеством фасеток. Ночные бабочки могут различать малейшие оттенки цвета в сумерках, когда человек не может разглядеть даже основные тона.

Тема: глаза насекомых.

Основная мысль: глаза у насекомых очень разнообразны.

2) Выберите заголовок текста и объясните свой выбор. Можете предложить свой вариант.

1. Какие бывают глаза?

2. Насекомые

3. Бабочки и стрекозы

4. Устройство глаза насекомых

Название: «Устройство глаза насекомых» (4).

Данное название подходит к тексту, так как в тексте рассказывается строение глаз различных насекомых.

3) Сравните количество абзацев и микротем в тексте. Как микротемы текста соотносятся с иллюстрациями к нему?

Каждому абзацу посвящена отдельная микротема - 4 абзаца и 4 микротемы.

Три последних абзаца соотносятся с иллюстрациями.

4) В каких абзацах есть три части: зачин, развитие мысли, концовка?

Три части есть во 2, 3 и 4 абзацах.

5) Письменно задайте вопросы к предложениям, которые являются зачинами в каждом абзаце. Получился ли у вас вопросный план текста?

1. Как устроены глаза насекомых?

2. Как устроены глаза у стрекоз?

3. Какие странности в глазах у мух?

4. Как развиты глаза у бабочек?

Да, получился вопросный план текста.

6) В каком абзаце текста объясняется слово фасетка? Составьте его определение на основе текста.

Слово фасетка объясняется в первом абзаце.

Фасетка - десятки тысяч одинаковых деталей, из которых состоят глаза насекомых.