Упр.145 Глава 3 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

145. 1) Прочитайте начало рассказа “Лесные домишки».

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак её догнать нельзя было — от всех увёртывается.

Погонится за ней пятнашка, а она — туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится, да как пустится лететь — только крылышки мелькают.

Вдруг — откуда ни возьмись — Чеглок Сокол мчится. Острые изогнутые крылья так и свистят. Ласточки переполошились: все — врассыпную, кто куда, — мигом разлетелась вся стая.

А проворная Береговушка от него без оглядки — за реку, да над лесом, да через озеро! Очень уж страшной пятнашкой был Чеглок Сокол.

(В. Бианки)

2) Выпишите выделенные слова, докажите, что в их корнях происходит чередование согласных. Найдите в тексте ещё десять слов с чередованиями согласных в корне. Запишите по образцу.

Образец: с визгом — визжать (г//ж).

- (с) визгом - визжать (г//ж)

- писком - пищать (ск//щ)

- (над) рекой - речка (к//ч)

- носились - ношусь (с//ш)

- береговушка - прибрежный (г//ж)

- друг - дружить - друзья (г//ж//з)

- бросится - брошу (с//ш)

- пустится - пущусь (ст//щ)

- свистят - свищу (ст//щ)

- переполошились - переполох (ш//х)

- страшной - страх (ш//х)

- (над) крутым - круче (т//ч)

- молодые - моложе (д//ж)

- увёртывается - верчусь (т//ч)

- (без) оглядки - гляжу (д//ж)

3) Выберите два слова и проведите их морфемный анализ.

Погонится

1. погонится (-ю, -им) - глагол

2. погонится

3. погнать

4. погонится

Визг

1. визг (-а, -ом) - имя существительное.

2. визг

3. визг

4) Вам надо пересказать этот текст. Что и в какой последовательности вы будете делать?

Для того, чтобы пересказать текст, сперва следует его внимательно прочитать, выделить тему и основную мысль. Затем, при повторном тексте, нужно выписать ключевые слова текста. Потом нужно составить план текста. Наконец, пересказать текст, следуя плану и опираясь на ключевые слова.