Упр.88 Глава 3 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

88. 1) Прочитайте текст. Объясните его название.

Цветочные часы

Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определённому расписанию.

Дневные цветы просыпаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает свои голубые звёздочки цикорий, расправляет широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки2 маков. К шести часам утра начинают тянуться к ранним солнечным лучам жёлтые головки одуванчиков, а за ними распахивает лепестки гвоздика. Солнце уже заливает ослепительным светом лес, поле и речку. Тогда раскрывает белоснежный венчик водяная2 лилия. Дневные цветы обычно первыми и засыпают.

Кончается летний день, солнце опускается всё ниже. И тут начинают оживать1 ночные цветы.

(В. Ветлина)

Заголовок отражает тему текста. В тексте рассказывает о том времени, в которое раскрываются те или иные цветы.

2) Объясните написание выделенных букв. Пригодилось ли вам умение выделять в слове морфемы?

- определённому (проверочное слово: преде?л)

- просыпаются (неизменяемая приставка про-)

- начинается (рассвет (что делает?)

- звёздочки (неизменяемый суффикс -очк-)

- цикорий (после согласного ц в корне пишется гласная и)

- шиповник (после шипящих пишется гласная и)

- тянуться (начинают (что делать?)

- ранним (образовано от основы на н с помощью суффикса -н-: ран-о + -н-)

- головки (проверочное слово: голова)

- заливает (проверочное слово: лить)

- ослепительным (неизменяемая приставка о-; проверочное слово: сле?пит)

- белоснежный (сложное слово, образованное с помощью соединительной гласной о после твёрдого согласного)

- кончается (день (что делает?)

- оживать (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и)

Да, умение определять морфемы помогает объяснять написание слов, так как, зная, в какой морфеме находится проверяемая орфограмма, можно подобрать соответствующее орфографическое правило.

3) Найдите в первом абзаце однокоренные слова с противоположным значением. Запишите эти слова, обозначьте в них морфемы. Какие морфемы придают словам противоположное значение?

- раскрывают

- закрывают

Противоположное значение словам придают приставки (рас-/за-).

4) Выпишите из текста пять слов, морфемы которых имеют варианты. Докажите свой выбор по образцу.

Образец: цветков — цветок (нуль звука//о);

растения — выращивать (ст//щ).

- расписанию - пишет (с//ш)

- дневные - день (нуль звука//е)

- лепестки - лепесток (нуль звука//о)

- светом - освещение (т//щ)

- ниже - низкий (ж//зк)

5) Найдите в тексте слова по их моделям

очки,

ается,

рас ани[й]ю

- звёздочки

- кончается

- расписанию

6) Изучите схему цветочных часов, найдите в тексте названия растений и уточните, все ли изображённые на рисунке растения упомянуты в тексте. Определите по схеме, когда раскрываются и закрываются цветки этих растений.

Помимо упомянутых в тексте цветов, на картинке изображены васильки и клевер.

Васильки раскрываются приблизительно в 4 часа утра, с самым рассветом, а закрываются около 10 часов утра.

Цветки клевера раскрываются около 12 часов дня и закрываются в 7 часов вечера.

7) Напишите свободное изложение: представьте, что вы объясняете ученику начальных классов, как ориентироваться во времени по цветам.

Изложение

Венчики цветов раскрываются и закрываются не случайно, а в определённое время. У них есть своё собственное расписание.

Дневные цветы просыпаются с началом рассвета. Голубые цветки цикория, розовые венчики шиповника и красные маки раскрываются раньше всех остальных цветков. К шести часам утра к солнцу начинают тянуться жёлтые головки одуванчиков. Чуть позже просыпается гвоздика. В середине дня раскрываются белоснежные цветки водяной лилии. Однако дневные обычно и засыпают раньше всех остальных.

Летний день кончается, солнце начинается садиться за горизонт. И в это время начинают оживать ночные цветы.

Фонетический разбор:

Оживать

1. Оживать - о-жи-вать (3 слога; 3-й слог ударный).

2. Оживать - [ажыват’].

3. В слове 7 букв: 3 гласных, 3 согласных и 1 буква, не обозначающая звука.

4. Звукобуквенный анализ:

о - [а]: гласный, безударный

ж - [ж]: согласный, звонкий парный, шипящий, шумный, твёрдый парный

и - [ы]: гласный, безударный

в - [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный

а - [а]: гласный, ударный

т - [т’]: согласный, глухой парный, шумный, мягкий парный

ь - не обозначает звука

5. В слове 6 звуков: 3 гласных и 3 согласных.

Буква ь не обозначает звука.

Морфемный разбор:

Огоньки

1. огоньки (-а, -у) - имя существительное.

2. огоньки

3. огоньки

Водяная

1. водяная (-ую, -ой) - имя прилагательное.

2. водяная

3. водяная