Упр.90 Глава 3 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

90. Работа в группе. 1) Рассмотрите схему. Подберите к каждому условию правописания корней подходящие примеры (1-4). Вспомните, почему эти корни называются вариантами с точки зрения морфемного состава слова.

Правописание корней с чередующимися гласными буквами зависит от

согласных букв в составе корня

суффикса

значения корней

ударения

1. заря — збрька

гореть — загар

творение — тварь

склонение — склоняться

2. росла — расти — ращу

излагать — изложить

поскакал — выскочил

3. касаться — коснуться

забирать — заберу

4. равный, равнять («делать одинаковым»)

ровный, заровнять («сделать ровным»)

Правописание корней с чередующимися гласными буквами зависит от:

- согласных букв в составе корня (росла- расти - ращу; излагать - изложить; поскакал - выскочил);

- суффикса (касаться - коснуться; забирать - заберу);

- значения корней (равный, равнять («делать одинаковым»), ровный, заровнять («сделать ровным»);

- ударения (заря - зорька, гореть - загар; творение - тварь; склонение - кланяться)

Все данные корни являются вариантами, поскольку чередование гласных букв в данных корнях зависит от определённых условий.

2) Спишите слова, подчеркните в них орфограммы. Устно составьте с этими словами предложения или словосочетания.

1.

- заря - зорька; утренняя заря; летняя зорька

- гореть - загар; ярко гореть; бронзовый загар

- творение - тварь; творение художника, страшная тварь

- склонение - кланяться; второе склонение, низко кланяться

2.

- росла - расти - ращу; росла в горшке, расти на огороде, ращу цветы

- излагать - изложить; излагать мысли, изложить план

- поскакал - выскочил; поскакал на лошади, выскочил из-за угла

3.

- касаться - коснуться; касаться поверхности, слегка коснуться

- забирать - заберу; забирать книги, заберу сестру вечером

4.

- равный, равнять; равные возможности; равнять с сильнейшими

- ровный, заровнять; ровный голос; заровнять дорогу.