Упр.104 Глава 4 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

104. 1) Прочитайте отрывок из сказки «Два брата».

У Л...ДЯНОЙ дубовой двери мальчик разл...жил высокий к...стёр. Вспыхнула спичка, затр...щали щепки, заг...релись дрова, запрыгало наст...ящее пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.

Веч...ром, сидя у л...дяной печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Нр...дедушка Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда к...стёр разг...релся, мальчик прот...нул птицу к огню. Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птиц... дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.

— Здра...ствуй! — сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. — Пог...ди, Пр...дедушка Мороз! Мы ещё пож...вём!

(По Е. Шварцу)

2) Спишите, вставляя пропущенные буквы.

У ледяной (проверочное слово: лёд) дубовой двери мальчик разложил (чередование -лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о) высокий костёр. (словарное слово) Вспыхнула спичка, затрещали (проверочное слово: треск) щепки, загорелись (чередование -гар-/-гор-, в безударном положении пишется гласная о: загорелись) дрова, запрыгало настоящее (словарное слово) пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.

Вечером, (проверочное слово: вечерний) сидя у ледяной (проверочное слово: лёд) печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Прадедушка (неизменяемая приставка пра-) Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда костёр (словарное слово) разгорелся, (чередование -гар-/-гор-, в безударном положении пишется гласная о: разгорелся) мальчик протянул (проверочное слово: протянет) птицу к огню. Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птицы (после согласного ц в окончаниях пишется гласная ы) дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.

- Здравствуй! (проверочное слово: здравие) - сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. - Погоди, (словарное слово) Прадедушка (неизменяемая приставка пра-) Мороз! Мы ещё поживём! (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и)

3) Какие орфографические правила вы использовали? Обозначьте орфограммы в словах с пропущенными буквами.

Орфографические правила:

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- чередование в корнях -лаг-/-лож-;

- непроверяемые безударные гласные в корне слова;

- чередование в корнях -гар-/-гор-;

- правописание неизменяемых приставок;

- гласные в окончаниях существительных после согласного ц;

- непроизносимые согласные в корне слова

- гласные после шипящих.

4) Устно объясните, от каких слов и какими способами образованы выделенные слова.

- затрещали (затрещать)

- грелся (греться)

- припрятал (припрятать)

- маленькую

- синичку

- прадедушка

5) Найдите в отрывке и выпишите синонимы.

Костёр, пламя, огонь.

Вспыхнула, загорелись, разгорелся.

6) Найдите предложения, в которых повторяющиеся слова синонимами не являются. Для чего они используются? Какими словосочетаниями можно передать этот же смысл в предложениях? Какой способ выразительнее?

Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.

Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птицы дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.

Повторяющиеся слова в данных предложениях указывают на продолжительность действия. Их можно заменить словосочетаниями очень долго грелся/очень долго ждал. Однако данный способ является менее выразительным, тем повторение глагола.

7) Напишите сочинение по рисунку. Тему выберите самостоятельно.

Спасённая синица

На рисунке изображены мальчик и синица у него в руках. Мальчик одет в тёплую куртку, зимнюю шапку, валенки и тёплый шарф. Он сидит перед небольшим костром и держит над ним птицу.

Данный рисунок является иллюстрацией к сказке Евгения Шварца «Два брата». Здесь проиллюстрирован момент, когда мальчик спасает замёрзшую птицу. Мы видим необыкновенно доброго мальчика, который проявляет заботу по отношению к погибающей птице. Он согревает синицу, несмотря на то, что ему требуется согреться не меньше, чем птице.

На рисунке, помимо мальчика с птицей, мы видим ледяные узоры. Однако они не мрачные, а дающие надежду. Надежду на то, что в итоге всё в сказке закончится хорошо, все её персонажи будут спасены.