Упр.131 Глава 4 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

131. 1) Прочитайте окончание сибирской сказки.

А старик, который задумал перехитрить хвастуна, тем временем прятался в кочках. Как только хвастун отъехал, он схватил сапожок2 и перенёс его вперёд. Сам же снова спрятался. Хвастун, увидев второй сапожок, соскочил с упряжки и побежал за первым.

— Бот, — думает, — привезу домой пару хороших сапожек.

А старик тоже не дремал. Выбежал из засады, отвязал оленей, подобрал сапожок и домой поехал.

Хвастун шёл-шёл, пока не устал. А сапожка нигде нет. Вернулся хвастун, смотрит: ни сапожка, ни оленей...

Понял тогда хвастун, что есть кто-то похитрее его1. Чуть не заплакал от обиды и пошёл по следу в то селение, где должен был состязаться со стариком в хитрости. Дошёл и сказал:

— Да, старик, ты и впрямь1 оказался хитрее, чем я думал, и даже хитрее меня.

2) Выпишите из первого абзаца слова, в которых есть приставки. Обозначьте приставки, объясните их написание.

- задумал (неизменяемая приставка за-)

- перехитрить (неизменяемая приставка пере-)

- отъехал (неизменяемая приставка от-)

- схватил (неизменяемая приставка с-)

- перенёс (неизменяемая приставка пере-)

- вперёд (неизменяемая приставка в-)

- снова (неизменяемая приставка с-)

- спрятался (неизменяемая приставка с-)

- увидев (неизменяемая приставка у-)

- соскочил (неизменяемая приставка со-)

- упряжка (неизменяемая приставка у-)

- побежал (неизменяемая приставка по-)

Морфемный разбор:

Перехитрить

1. перехитрить (-ю, -им) - глагол.

2. перехитрить

3. хитрить

4. перехитрить

Сапожок

1. сапожок (-а, -у) - имя существительное.

2. сапожок

3. сапожок

Фонетический разбор:

Его

1. Его - е-го (2 слога, 2-й слог ударный).

2. Его - [й’иво].

3. В слове 3 буквы: 2 гласных и 1 согласная.

4. Звукобуквенный анализ:

е - [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

[и]: гласный, безударный

г - [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный

о - [о]: гласный, ударный

5. В слове 4 звука: 2 гласных и 2 согласных.

Гласная буква е в начале слова образует два звука.

Впрямь

1. Впрямь - впрямь (1 слог; 1-й слог ударный).

2. Впрямь - [фпр’ам’].

3. В слове 6 букв: 1 гласная, 4 согласных и 1 буква, не обозначающая звука.

4. Звукобуквенный анализ:

в - [ф]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

п - [п]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

р - [р’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный

я - [а]: гласный, ударный

м - [м’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный

ь - не обозначает звука

5. В слове 5 звуков: 1 гласный и 4 согласных.

Буква ь не обозначает звука.

3) Сравните окончание сибирской сказки и окончание, написанное вами. В чём разница? Какое окончание, по вашему мнению, интереснее?