Вопросы для повторения Глава 4 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

1. Дополните высказывания.

а) Весь словарный состав языка — это ... .

Весь словарный состав языка - это лексика.

б) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, — ... .

Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.

в) Раздел лингвистики, который занимается составлением словарей, — ... .

Раздел лингвистики, который занимается составлением словарей, - лексикография.

г) То, что слово обозначает, — это ... .

То, что слово обозначает, - это лексическое значение слова.

2. Что такое грамматическое значение слова? Какая часть слова выражает грамматическое значение?

Грамматическое значение слова - это его значение, которое выражается словоизменительными морфемами - окончаниями и словообразовательными суффиксами. Грамматическое значение выражает форму лица, числа, падежа и рода.

3. Какие слова называются однозначными, какие — многозначными? Приведите примеры однозначных и многозначных слов.

Слова, которые имеют только одно лексическое значение, называются однозначными, например: троллейбус, прилагательное, стриж.

Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными, например: шляпка, море, хвост.

4. Чем переносное значение слова отличается от прямого значения? Приведите примеры переноса значений, основанных на сходстве и на смежности предметов.

Прямое значение - это первое, основное значение многозначных слов. Переносное значение - это вторичное значение слова, возникшее на основе прямого.

Переносное значение на основе сходства: головка лука, нос корабля, хвост поезда.

Переносное значение на основе смежности: столовое серебро, читать Лермонтова, аудитория захлопала.

5. Назовите ряд, в котором приведены:

а) слова, входящие в одну тематическую группу;

б) синонимы;

в) антонимы;

г) омонимы.

1) Длинный — короткий, старый — новый, беднеть — богатеть.

2) Колоть (иголкой) — колоть (дрова), (ткацкий) стан — стан (врага).

3) Железо, медь, алюминий, серебро, золото.

4) Мастер, умелец, искусник, маэстро, мастак, дока.

1) Длинный - короткий, старый - новый, беднеть - богатеть. в) антонимы

2) Колоть (иголкой) - колоть (дрова), (ткацкий) стан - стан (врага). (г) омонимы

3) Железо, медь, алюминий, серебро, золото. (а) слова, входящие в одну тематическую группу.

4) Мастер, умелец, искусник, маэстро, мастак, дока. (б) синонимы.

6. Чем фразеологизм похож на слово и чем отличается от него?

Фразеологизм - это устойчивое выражение, которое мы используем в готовом виде. Фразеологизмы похожи на слова тем, что имеют лексическое значение и могут иметь синонимы и антонимы. Отличие фразеологизмов от слов заключается в том, что фразеологизм представляет собой единое целое, т.е. в нём нельзя заменить одно слово на другое.

7. Для чего нужны словари? Какими словарями вы пользуетесь в школе и дома?

Словари нужны тогда, когда мы изучаем иностранные языки, а также когда хотим найти какую-либо информацию (например, узнать лексическое значение слова) о слове родного языка. В школе мы пользуемся толковыми, орфографическими, фразеологическими, а также этимологическими словарями.