Упр.119 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

119. 1) Работа в паре. Просмотрите текст, не читая его внимательно, вспомните название сказки. Опишите ситуацию на рисунке и разыграйте диалог. Потом прочитайте текст и оцените, хорошо ли вы помните сказку.

Была зима. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами. В лесу деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла2 дверь и поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

— Ступай в лес да набери подснежников. Завтра сестрица2 твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

(По С. Маршаку)

Сказка «Двенадцать месяцев».

2) Выпишите из отрывка по одному предложению разных видов: а) по цели высказывания: б) по эмоциональной окраске: в) по наличию второстепенных членов.

а) по цели высказывания:

Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами. (повествовательное)

Ступай в лес да набери подснежников. (побудительное)

Да и какие среди зимы подснежники? (вопросительное)

б) по эмоциональной окраске:

Страшно теперь в лесу! (восклицательное)

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. (невосклицательное)

в) по наличию второстепенных членов:

Была зима. (нераспространённое)

Ступай да без цветов не возвращайся. (распространённое)

3) Есть ли в отрывке сложные предложения? Что надо сделать, чтобы их найти? Выпишите одно сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.

В данном тексте есть сложные предложения:

Снегу намело столько1), что от дверей его приходилось отгребать лопатами 2).

В лесу деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли1), когда на них налетал ветер2).

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела1), как метёт вьюга2), а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице1).

Посмотрела на мачеху девочка1): шутит она или вправду посылает её в лес?2)

Раньше марта они и не появятся на свет1), сколько их не ищи2).

Если и пропадёшь1), плакать о тебе никто не станет2).

4) Чем заканчивается сказка? Если вы знаете, как развивались события. расскажите об этом одноклассникам. Если сказка вам незнакома, найдите её в библиотеке (или в Интернете), прочитайте и подготовьте краткий пересказ.

Подсказка. Эту сказку можно прочитать, например, на сайте, посвящённом жизни и творчеству С. Я. Маршака: http:/ys-marshak.ru/works/ prose59.htm.

Когда девочка пришла в лес, то встретила там двенадцать месяцев. Месяцы сперва удивились её просьбе, а потом помогли собрать корзину подснежников. Кроме того, Апрель подарил девочке волшебное колечко, которое следует использовать, если ей понадобится помощь двенадцати месяцев.

На следующий день Мачеха с дочкой идут к Королеве и отдаёт ей корзину подснежников. Королева пытается узнать, где именно они нашли зимой подснежники. Те выдумывают рассказ о необычайном месте, на котором растут зимой цветы, ягоды и грибы, но его уже не найти, так как оно заметено снегом. В итоге, Мачеха с дочкой признаются, что цветы нарвали не они, а падчерица. Королева приказывает привести к ней падчерицу и берёт всех в лес. Падчерица говорит Королеве, что у неё украли волшебное колечко, подаренное месяцами. Королева приказывает вернуть девочке украденное колечко.

Королева пытается выяснить, где падчерица нашла подснежники, однако девочка отказывается. Тогда в гневе Королева бросает колечко в реку, падчерица же произносит волшебные слова и убегает. Времена года сразу же начинают сменять друг друга. Придворные убегают, оставив Королеву одну в лесу.

В это время появляется Январь и предлагает всем загадать одно желание. Королева желает вернуться домой, профессор - чтобы времена года вернулись на свои места, мачеха с дочкой - шубы на любом меху. Январь начинает с последнего желания и дарит мачехе с дочкой шубы на собачьем меху. Они начинают ссориться и превращаются в собак, которых запрягают в сани.

Однако на санях с собаками далеко не уедешь. В лесу, у новогоднего костра двенадцати месяцев, королева и солдат встречают падчерицу во всём новом и с упряжкой белоснежных лошадей. Королева приказывает отвезти её во дворец, однако падчерица отказывается. Тогда солдат объясняет Королеве, как нужно просить вежливо.

Синтаксический разбор:

Люди сидели в домах и топили печки.

(кто?) люди; люди (что делали?) сидели и топили; сидели (где?) в домах; топили (что?) печки)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

[- = и =].

Морфемный разбор:

приоткрыла

сестрица