Упр.21 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

21. 1) Прочитайте сказку. Определите её тему и основную мысль.

Дуб и ветер

Красивый и могучий дуб рос в долине. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал2 ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошёл дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу погубить тебя? »

Дуб ответил, что не ствол его держит, как думают некоторые. Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за неё держится. «Потому никто мне не страшен», — добавил дуб.

Тема: борьба ветра с дубом.

Основная мысль: того, кто крепко держится за родную землю, не сломить ничем.

2) Выпишите из текста словосочетания, которые соответствуют схемам:

прил. + сущ.

гл. + сущ.

гл. + нареч.

сущ. + сущ.

а) прилагательное + существительное:

- у величественного дуба; у дуба (какого?) величественного

б) глагол + существительное:

- погубить дуб; погубить (что?) дуб

- звать молнию; звать (что?) молнию

- залил огонь; залил (что?) огонь

в) глагол + наречие:

- однажды налетел; налетел (когда?) однажды

- спросил тогда; спросил (когда?) тогда

г) существительное + существительное:

- вершина дуба; вершина (чего?) дуба

3) Работа в паре. Найдите в тексте предложения, передающие диалог ветра и дуба. Разыграйте диалог между персонажами сказки. Как при этом придётся изменить текст?

Спросил ветер у величественного дуба:

- Почему я не могу погубить тебя?

- Не ствол меня держит, как думают некоторые, - ответил ветру дуб.

- Сила моя в том, что я в землю родную врос и корнями за неё держусь. Потому никто мне не страшен.

4) Подходит ли иллюстрация к тексту, отражает ли его основную мысль? Составьте словосочетания, связанные с содержанием картины.

Да, иллюстрация отражает основную мысль текста.

- одинокий дуб

- облачное небо

- тёмно-синий горизонт

- узкая тропинка

- зелёная трава

- высокий дуб

5) Определите тип текста. Составьте его план и перескажите текст по плану.

Тип текста: повествование.

План текста:

1. Могучий дуб в долине.

2. Ветер пытает погубить дуб.

3. Ветер обращается за помощью к молнии.

4. Налетела молния.

5. Разговор ветра с дубом.

Фонетический разбор:

Налетел

1. Налетел - на-ле-тел (3 слога).

2. Налетел - [налиэтэл].

3. В слове 7 букв: 3 гласных и 4 согласных.

4. Звукобуквенный анализ:

н - [н]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный

а - [а]: гласный, безударный

л - [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный

е - [иэ]: гласный, безударный

т - [т]: согласный, глухой парный, мягкий парный, шумный

е - [э]: гласный, ударный

л - [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный

5. В слове 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.

Морфемный разбор:

побежал