Упр.3 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

3. 1) Прочитайте отрывки из произведений. Сколько участников общения в каждой из этих ситуаций? Как вы об этом узнали?

I. Алексей Иваныч прочитал целую лекцию о драгоценных камнях.

— Прежде камней было больше, — объяснял он, — а теперь год от году всё меньше и меньше. Вот взять александрит, — его днём с огнём наищешься. А господа весьма его уважают, потому как он днём зелёный, а при огне — красный. Разного сословия бывает, сударыня, камень, всё равно как бывают разные люди.

(Д. Мамин-Сибиряк)

II. Никита молчал, Аркадий Иванович сунул руки в карманы и сказал:

— Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары... Впрочем, прощай, я ухожу...

— Какое письмо? — спросил Никита.

— Ага! Значит, ты всё-таки здесь.

— Скажите, от кого письмо?

— Письмо насчёт приезда одних людей на праздники.

(По Л. Н. Толстому)

III. Павел подошёл к огню с полным котёльчиком в руке.

— Что, ребята, — начал он, помолчав, — неладно дело.

— А что? — торопливо спросил Костя.

— Я Васин голос слышал.

Все так и вздрогнули.

— Что ты, что ты? — пролепетал Костя.

— Ей-богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу вдруг, зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: «Павлуша, Павлуша!» Я слушаю; а тот опять зовёт: «Павлуша, подь сюда», отошёл. Однако воды зачерпнул.

— Ах ты, господи! ах ты, господи! — проговорили мальчики, крестясь.

— Ведь это тебя водяной звал, Павел, — прибавил Федя... — А мы только что о нём, о Васе-то, говорили.

— Ах, это примета дурная, — с расстановкой проговорил Ильюша.

— Ну, ничего, пущай! — произнёс Павел решительно и сел опять. — Своей судьбы не минуешь.

(И. Тургенев)

I текст: два участника общения: Алексей Иванович и женщина.

II текст: двое: Никита и Аркадий Иванович.

III текст: четверо: Павел, Илюша, Федя и Костя.

О количестве участников общения можно узнать из контекста: из слов автора, а также из реплик героев.

2) Опишите ситуацию общения в каждом из отрывков.

I текст - официальная речевая ситуация; цель - сообщить информацию

II текст - неофициальная речевая ситуация; цель - убедить собеседника в чём-либо.

III текст - неофициальная речевая ситуация; цель - общение.

3) Найдите в отрывке II реплики Аркадия Ивановича, а в отрывке III — реплики Павла.

II текст, реплики Аркадия Ивановича:

- Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары… Впрочем, прощай, я ухожу…

- Ага! Значит, ты всё-таки здесь.

- Письмо насчёт приезда одних людей на праздники.

III текст, реплики Павла:

- Что, ребята, неладно дело.

- Я Васин голос слышал.

- Ей-богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу вдруг, зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: «Павлуша, а Павлуша!» Я слушаю; а тот опять зовёт: «Павлуша, подь сюда». Я отошёл. Однако воды зачерпнул.

- Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь.

4) Есть ли в речи персонажей слова, которые вам кажутся непонятными или не очень привычными? Выпишите их. Обсудите, как эти слова помогают уточнить время и место действия в каждой ситуации. Относятся ли эти тексты к произведениям, написанным в наши дни? Почему?

Непонятные и непривычные слова:

I текст: прежде, наищешься, господа, сословия, сударыня.

III текст: котёльчик, неладно дело, этак, пущай.

Данные слова являются устаревшими. Их использование в тексте говорит о том, что тексты или написаны, или события в них происходят не в наше время.