Упр.11 Глава 6 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

11. 1) Прочитайте стихотворение вслух. Вспомните уроки истории и литературы. Объясните, кто такие Зевес (Зевс) и Геба, о каком орле идёт речь.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы (проверочное слово: горный) бежит (проверочное слово: бег; бежать, разноспрягаемый глагол) поток проворный,

В лесу (проверочное слово: лес) не молкнет (частица не с глаголами пишется раздельно) птичий гам,

И гам лесной, (проверочное слово: лес) и шум нагорный -

Всё вторит весело (проверочное слово: весёлый) громам. (проверочное слово: гром)

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(Ф. Тютчев)

Зевс - в древнегреческой мифологии бог неба, рома и молний, главный из богов-олимпийцев.

Геба - в древнегреческой мифологии богиня юности.

Орёл Зевса - один из главных атрибутов Зевса, его священное животное.

2) Выпишите из второй строфы существительные, прилагательные, глаголы. В первой строфе найдите числительное, в третьей — наречие, в четвёртой — местоимение. Назовите служебные части речи, которые встречаются в стихотворении.

Существительные, 2 строфа:

- раскаты

- дождик

- пыль

- перлы

- солнце

- нити

Прилагательные, 2 строфа:

- молодые

- дождевые

Глаголы, 2 строфа:

- гремят

- брызнул

- летит

- повисли

- золотит

Числительное, 1 строфа:

- первый

Наречие, 3 строфа:

- весело

Местоимение, 4 строфа:

- ты

Служебные речи:

- в (предлог)

- бы (частица)

- и (союз)

- с (предлог)

- не (частица)

- на (предлог)

3) Спишите третью строфу. Найдите в предложении подлежащие и сказуемые. Каким является предложение по количеству грамматических основ? Составьте его схему. Подчеркните все члены предложения. Какую роль в предложениях выполняют существительные? глаголы? прилагательные?

С горы бежит поток проворный1), в лесу не молкнет птичий гам2), и гам лесной, и шум нагорный - всё вторит весело громам3).

(1-е предложение: (что?) поток; поток (что делает?) бежит; бежит (откуда?) с горы; поток (какой?) проворный;

2-е предложение: (что?) гам; гам (что делает?) не молкнет; не молкнет (где?) в лесу; гам (чей?) птичий;

3-е предложение: (что?) и гам, и шум - всё; всё (что делает?) вторит; гам (какой?) лесной; шум (какой?) нагорный; вторит (как?) весело; вторит (чему?) громам)

По количеству грамматический основ предложение является сложным.

Схема:

[= -]1), [= -]2), [и -, и - ? ? =]3).

Существительные в предложении выполняют роль подлежащего, дополнения и обстоятельства.

Глаголы выполняют в предложении роль сказуемых.

Прилагательных выполняют в предложении роль определений.