Упр.124 Глава 6 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

124. 1) Работа в паре. Прочитайте тексты. Придумайте к ним заголовки, отражающие тип речи, обсудите их. Легко ли вы пришли к общему мнению?

I. Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

II. Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой и скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. Остановился и с места не может сдвинуться. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках, дышать боится.

III. В том огороде мальчик видел радугу. Одним концом она начиналась в зелёных грядах, а другой её конец защемило в скалистом распадке. Радуга вся была из цветной пыльцы: маково-алой, подсолнечно-жёлтой, морковно-зелёной, и ещё там был цвет, совершенно неуловимый и недоступный глазу...

(В. Астафьев)

1-й текста: «Что может быть лучше языка?»

2-й текст: «Случай в Крыму».

3-й текст: «Радуга».

2) Определите тип речи в каждом тексте. Обоснуйте своё мнение, построив рассуждение по следующей схеме:

Этот текст является ...,

потому что ....

Поэтому

Таким образом,

Тезис (утверждение)

Аргументы (доказательство)

Примеры

Вывод

1-й текст:

Этот текст является рассуждением, потому что в тексте доказывается утверждение «нет ничего лучше языка» при помощи соответствующих аргументов. Текст заканчивается выводом. Поэтому первый текст является текстом-рассуждением.

2-й текст:

Этот текст является повествованием, потому что в нём рассказывается о последовательности действий. Есть завязка, развитие действия и конец. В тексте много глаголов и поясняющих их наречий. Таким образом, второй текст является текстом-повествованием.

3-й текст:

Этот текст является текстом-описание, потому что в нём описывается объект - радуга. Он характеризуется при помощи различных признаков, показывающих объект описания с различных сторон. В тексте можно увидеть много прилагательных. Поэтому третий текст является текстом-описанием.