Упр.148 Глава 6 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

148. 1) Прочитайте текст. Объясните написание существительных с не. Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы.

Чёрный (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: чернеть) галчонок (после шипящих в ударной позиции в суффиксе пишется гласная о: галчонок) всегда был большим непоседой. (слово без частицы не употреблять нельзя) Его интересовали не забота (есть противопоставление) родителей, не пища, (есть противопоставление) а окружающий мир. Он любил независимость (можно заменить синонимом: свободу) и всегда хотел (проверочное слово: хочет) быть первым. Так галчонок (после шипящих в ударной позиции в суффиксе пишется гласная о: галчонок) первым из братьев (разделительный мягкий знак перед гласной е) научился летать, (проверочное слово: полёт) первым увидел собаку. (словарное слово)

Однажды невнимательность (можно заменить синонимом: рассеянность) и неосторожность (можно заменить синонимом: оплошность) чуть не погубили (частица не с глаголами пишется раздельно) галчонка. (после шипящих в ударной позиции в суффиксе пишется гласная о: галчо?нка) Вместе с матерью спустился он к ручью (разделительный мягкий знак перед гласной ю) и с жадностью (разделительный мягкий знак перед гласной ю) стал набирать в клюв холодную воду. Напился, вскочил на скользкий (проверочное слово: скользит) камень, но тут лапки галчонка (после шипящих в ударной позиции в суффиксе пишется гласная о: галчонка) разъехались, (разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной е) и он свалился (проверочное слово: свалится) в ручей. От беды спасла не удача, (есть противопоставление) а мать. Она успела схватить (проверочное слово: схватит) детёныша клювом за крылышко. После этого недоразумения (слово без частицы не употреблять нельзя) галчонок (после шипящих в ударной позиции в суффиксе пишется

гласная о: галчонок) долго сидел на пригорке, отходил (проверочное слово: отходит) от случившегося с ним несчастья. (можно заменить синонимом: беды)

(По В. Солоухину)

2) Определите тип речи, тему и основную мысль текста, озаглавьте его. Напишите подробное изложение.

Тип речи - повествование.

Тема: происшествие с галчонком.

Основная мысль: стремление к исследованию всего вокруг может привести к невнимательности и неосторожности.

Изложение

Галчонок

Чёрный галчонок был большим непоседой. Он всегда стремился исследовать окружающий мир. Он любил независимость и стремился во всём и всегда быть первым. Галчонок раньше братьев научился летать и первым увидел собаку.

Однажды невнимательность и неосторожность чуть не привели к трагедии. Галчонок вместе с матерью спустился к ручью, чтобы напиться воды. Напившись, галчонок вскочил на скользкий камень, но тут лапки его разъехались и свалился он в ручей. От белы спасла не удача, а мать. Она успела схватить галчонка за крылышко. После этого происшествия галчонок ещё долго приходил в себя.

Синтаксический разбор:

Его интересовали не забота родителей, не пища, а окружающий мир.

(что?) не забота родителей, не пища, окружающий мир; не забота родителей, не пища, окружающий мир (что делали?) интересовали; интересовали (кого?) его)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

От беды спасла не удача, а мать.

((что?) не удача, а мать; не удача, а мать (что сделала?) спасла; спасла (от чего?) от беды)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими.