Упр.73 Глава 6 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

73. 1) Прочитайте стихотворение вслух. Какое слово в словаре привлекло внимание автора? Понятно ли вам значение выражений с этим словом? О каком слове могли бы вы написать в стихотворении?

Словарь

Усердней с каждым днём (творительный падеж) гляжу (проверочное слово: глядя) в словарь. (винительный падеж)

В его столбцах (предложный падеж) мерцают искры (именительный падеж) чувства. (словарное слово) (родительный падеж)

В подвалы (винительный падеж) слов (родительный падеж) не раз сойдёт искусство, (словарное слово) (именительный падеж)

Держа в руке (предложный падеж) свой потайной фонарь. (словарное слово) (винительный падеж)

На всех словах — событии печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Слово, которое в словаре привлекло внимание автора: век.

Век - 1. Столетие. 2. Протяжение жизни кого-либо или чего-либо. 3. Исторический период, эпоха.

От века - издревле, с незапамятных времён.

Вековать - проводить всю жизнь (каким-либо образом).

Век доживать - оканчивать свою жизнь.

Бог сыну не дал веку - то есть сын прожил очень недолго.

Век заедать - портить свою жизнь чем-либо.

Век заживать чужой (разг.) - жить очень долго, переживая всех вокруг.

2) Спишите первую строфу стихотворения, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж всех существительных.

3) Выпишите все существительные из второй строфы, укажите их склонение.

- слова - 2 склонение

- событие - 2 склонение

- печаль - 3 склонение

- человек - 2 склонение

- век - 2 склонение

- бог - 2 склонение

- сын - 2 склонение

4) Выпишите существительные из третьей строфы, укажите их разряды по значению.

- век - конкретное

- слово - конкретное

- укор - отвлечённое

- гнев - отвлечённое

- совесть - отвлечённое

- словарь - конкретное

- повесть - конкретное

5) Выполните морфологический разбор выделенных слов.

(в) словарь

1. (в) словарь - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).

2. Начальная форма: словарь.

3. Постоянные признаки:

- нарицательное

- неодушевлённое

- мужской род

- 2 склонение

4. Непостоянные признаки:

- винительный падеж

- единственное число

5. В предложении является дополнением (гляжу (во что?) в словарь).

(в) столбцах

1. (в) столбцах - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).

2. Начальная форма: столбец.

3. Постоянные признаки:

- нарицательное

- неодушевлённое

- мужской род

- 2 склонение

4. Непостоянные признаки:

- предложный падеж

- множественное число

5. В предложении является обстоятельством (мерцают (где?) в столбцах).

События

1. События - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).

2. Начальная форма: событие.

3. Постоянные признаки:

- нарицательное

- неодушевлённое

- средний род

- 2 склонение

4. Непостоянные признаки:

- родительный падеж

- единственное число

5. В предложении является дополнением (печать (чего?) события).

Человеку

1. Человеку - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кому?).

2. Начальная форма: человек.

3. Постоянные признаки:

- нарицательное

- одушевлённое

- мужской род

- 2 склонение

4. Непостоянные признаки:

- дательный падеж

- единственное число

5. В предложении является дополнением (дались (кому?) человеку).

Совесть

1. Совесть - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).

2. Начальная форма: совесть

3. Постоянные признаки:

- нарицательное

- неодушевлённое

- женский род

- 1 склонение

4. Непостоянные признаки:

- именительный падеж

- единственное число

5. В предложении является подлежащим (что?) совесть).

6) Работа в группе. Обсудите тему "Усердней с каждым днём гляжу в словарь". Запишите свои мнения и вывод, к которому вы придёте в конце беседы.

В русском языке множество слов. Часть из них входят в современный лексический состав языка, часть является устаревшими. Также существует множество устойчивый выражений: фразеологизмов, пословиц и поговорок. Все они имеют собственное значение.

Для того, чтобы грамотно пользоваться всем богатством нашего языка, не употреблять слова в неподходящей ситуации, нужно знать значение слов и выражений. Для этого нужно уметь пользоваться различными словарями.

Морфемный разбор:

потайной