Упр.104 Глава 7 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:

104. 1) Послушайте и прочитайте стихотворение. Обратите внимание на произношение выделенных слов. К кому обращается автор в первом предложении стихотворения и кого называет друзьями? Есть ли другие обращения в тексте?

Книги в красном переплёте

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный3 шлёте,

Неизменившие друзья

В потёртом, красном переплёте.

Чуть лёгкий выучен урок,

Вегу тотчас же к вам, бывало.

— Уж поздно! — Мама, десять строк!..

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет, в воздухе свежо...

Том в счастье с Вэкки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

Кладбище... Вещий крик совы....

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приёмыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком — корона...

Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушёл во тьму, кто в ней возник.

Британии печальныtask5 судьбы...

— О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

(М. Цветаева)

Автор в первом предложении обращается к книгам, называя их друзьями.

Другие обращения в стихотворении:

- мама.

2) Работа в паре. Кто найдёт больше слов с изученными орфограммами в этом тексте? Выпишите на карточки слова с пропусками на месте орфограмм, обменяйтесь своими карточками и вставьте пропущенные буквы. Проверьте работу друг друга.

- де..ского

- друз...я

- крас...ном

- лё...кий

- поз...но

- счаст...ю

- др...жат

- ..г..ньки (огоньки)

- книг...й

- суд...бы

- (т, Т)ома

- воздух...

- факел...м

- сумрак...

- кладбищ...

- с...вы

- приёмыш(?)

- ч...порной

- (д, Д)иоген

- со...нца

- тро(н, нн)ый

- к...рона

- уш...л

- сер...це

- з...л...тые

- им...на

3) Каких литературных героев упоминает поэт? Читали ли вы книги о них? Вспомните названия этих книг и их авторов. Напишите о них по образцу.

Образец. Бэкки — имя героини повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

Том Сойер - имя героя повести Марка Твена «Приключения тома Сойера».

Джо - имя героя повести Марка Твена «Приключения тома Сойера».

Гекк Финн - имя героя повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

Принц и Нищий - герои романа Марка Твена «Принц и Нищий».

4) Рассмотрите портреты композиторов и древнегреческого философа. имена которых есть в тексте стихотворения. Найдите о них информацию в энциклопедическом словаре или в Интернете. Кратко запишите найденные сведения.

Эдвард Григ (1843-1907) - норвежский композитор, пианист, дирижёр. Закончил Лейпцигскую консерватории. Написал концерты для фортепиано, сонаты для фортепиано и скрипки, баллады, увертюры, симфонии, музыку к драматической помэме Ибсена «Пер Гюнт». В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.

Роберт Шуман (1810-1856) - немецкий композитор и музыкальный критик. Работал в жанре немецкого романтизма. Основал и был первым редактором «нового музыкального журнала (1834). Создал несколько программных фортепианных циклов: «Бабочки» (1831), «Карнавал» (1835), «Фантастические пьесы» (1837), «Крейслериана» (1838). Также написал несколько лирико-драматических вокальных циклов, внёс вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций, 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыку к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849).

Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) - российский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик, учёный в области фортификации, инженер-генерал. Пропагандист творчества М.И. Глинки, С. Даргомыжского, современны ему русских композиторов. Написал оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1868) и др., и множество романсов.

Диоген Синопский (ок. 400 - ок. 325 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-киник, ученик Анисфена. Практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства. Герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира («космополитом»). По преданию, жил в бочке (пифосе).

Морфологический разбор:

Прощальный

1. Прощальный - имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?).

2. Начальная форма: прощальный.

3. Постоянные признаки:

- относительное

4. Непостоянные признаки:

- полная форма

- единственное число

- мужской род

- винительный падеж

5. В предложении является определением (привет (какой?) прощальный).

Тронный

1. Тронный - имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?).

2. Начальная форма: тронный.

3. Постоянные признаки:

- относительное

4. Непостоянные признаки:

- полная форма

- единственное число

- мужской род

- именительный падеж

5. В предложении является определением (зал (какой?) тронный).

Светлее

1. Светлее - имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каков?).

2. Начальная форма: светлый.

3. Постоянные признаки:

- качественное

4. Непостоянные признаки:

- в форме сравнительной степени

5. В предложении является сказуемым (зал (каков?) светлее).

Печальны

1. Печальны - имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каковы?).

2. Начальная форма: печальный.

3. Постоянные признаки:

- качественное

4. Непостоянные признаки:

- краткая форма

- множественное число

5. В предложении является сказуемым (судьбы (каковы?) печальны).