Упр.114 Глава 2 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:

114. 1) Прочитайте текст, озаглавьте его. Выделите в тексте смысловые части, в каждой части определите основную мысль. В каких абзацах текста можно выделить несколько микротем?

В водоёмах со стоячей водой и в к...навах можно встретить удивительное тв...рение пр...роды — жука-пл...вунца. Передвигаться в толще воды труднее, чем по суше, поэтому природа снабдила пл...вунца отличной экипировкой. Тело у жука обт...каемой формы с выравненными боками и идеально гладким покровом. Короткая голова выр...стает прямо из туловища, а глаза налом...нают окошечки в водолазном ск...фандре. Всё это позволяет жуку при передвижении вплавь уменьшать сопротивление воды, при этом крылья жука не нам...кают.

На сушу пл...вунцы выб...раются редко, зато они — отличные пл...в-цы, поскольку задняя пара плоских ног специально приспособлена для гребли. Пери...дичееки пл...вунцы вспл...вают на поверхность, потому что дышат они воздухом. Обычно жук выст...вляет кончик брюшка из воды, а при нырянии он наб...рает под крылья запас воздуха.

Летают пл...вунцы редко и только в том случае, когда пересыхает водоём и нужно искать новое место об...тания. Правда, многие жуки на это время зарываются в грунт на дне и там дож...даются возвращения воды.

Взрослые пл...вунцы — опасные хищники, их добычей могут стать не только нас...комые, но и г...л...вастики, м...ллюски, л...гушата, мальки. Иногда пл...вунцы нападают даже на крупную рыбу.

2) Составьте вопросный план текста, в котором каждому пункту соответствует одна микротема.

3) Выпишите все слова с пропущенными буквами, распределяя их по группам: слова с проверяемыми безударными гласными в корне; слова с непроверяемыми безударными гласными в корне; слова с чередованием гласных в корне.

4) Представьте, что вам нужно рассказать о плавунце ученику 2 класса. Как вы построите свой рассказ? Обдумайте, какими рисунками (фотографиями) и в какой последовательности можно проиллюстрировать рассказ, чтобы он стал понятнее.

5) Подготовьте пересказ для урока биологии. Какую дополнительную информацию вы будете использовать? Напишите тезисный план для вашего пересказа.

1) Название: Жук-плавунец.

В тексте можно выделить 6 смысловых частей. В 1 и 2 абзацах можно выделить две микротемы.

1. Жук-плавунец - удивительное творение природы.

2. Внешний вид жука-плавунца.

3. Способ плавания жука-плавунца.

4. Причины, а также способ поднятия жука на поверхность водоёма.

5. Полёт жука-плавунца.

6. Жук-плавунец - опасный хищник.

2) Вопросный план:

1. Кто такой жук-плавунец?

2. Каков внешний вид жука-плавунца?

3. Каким способом жук-плавунец плавает?

4. Зачем и как именно жук-плавунец всплывает?

5. Летает ли и как именно летает жук-плавунец?

6. На кого и как охотится жук-плавунец?

3)

а) слова с проверяемыми безударными гласными в корне:

- удивительное (проверочное слово: д?иво)

- передвигаться (проверочное слово: дв?ижет)

- обтекаемой (проверочное слово: течь)

- напоминаем (проверочное слово: пом?инки)

- сопротивление (проверочное слово: прот?ивный)

- выставляет (проверочное слово: ст?авит)

- обитания (проверочное слово: об?итель)

- возвращения (проверочное слово: возвр?ат)

- головастики (проверочные слова: г?оловы, гол?овушка)

б) слова с непроверяемыми безударными гласными в корне:

- канавах

- природы

- экипировка

- скафандре

- периодически

- дожидаются

- насекомые

- моллюски

- лягушата

в) слова с чередованием гласных в корне:

- творение (чередование -твар-/-твор-, в безударном положении пишется гласная о)

- жук-плавунец (чередование -плав-/-плов-/-плыв-, в корне всегда пишется гласная а, кроме слов-исключений)

- выровненными (чередование -равн-/-ровн-, значение корня «прямой, гладкий»)

- вырастает (чередование -раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласных ст пишется гласный а)

- намокают (чередование -мак-/-мок-/-моч-, значение корня «пропускать влагу, становится мокрым»)

- выбираются (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-)

- пловцы (чередование -плав-/-плов-/-плыв-, в слове «пловец» и его производных пишется гласная о)

- всплывают (чередование -плав-/-плов-/-плыв-, в слове «плыть» и его производных пишется гласная ы)

- набирает (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-)

4) Жук-пловец живет в канавах и прудах. Внешность жука чем-то напоминает водолазный костюм: похожие на очки глаза, ровные бока, гладкое. Крылья не намокают, чтобы жук смог летать.

Плавает жук благодаря шевелению и отталкиванию задними лапами. Дышит жук воздухом, для чего иногда всплывает на поверхность.

Летает жук редко и на небольшие расстояния. Чаще всего на время ожидания зарывается в землю.

Плавунцы - опасные хищники, которые охотятся на различных насекомых, лягушек, головастиков, а иногда даже крупную рыбу.

5) Тезисный план:

1. Жук-плавунец принадлежит к семейству водных насекомых из отряда жесткокрылых.

2. Виды жука-плавунца.

3. Особенности внешнего вида жука-плавунца.

4. Ареал обитания жука-плавунца.

5. Жук-плавунец - плотоядный хищник.

6. Образ жизни жука-плавунца.

7. Социальная структура жука-плавунца.

8. Процесс размножения жука-плавунца.

9. Популяция жука-плавунца.