Упр.152 Глава 3 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:

152. 1) Прочитайте отрывок из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Какие выразительные средства использованы в тексте? Как вы думаете, может ли картина или рисунок передать все особенности позднего вечера у моря, описанные автором? Объясните почему.

Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок: тут мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельные, там резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки.

Выразительные средства:

- эпитеты (жирные, выразительные, острым, сизые и пепельные, матова-чёрные или коричневые, тёмно-голубые, золотыми);

- метафоры (воздух пропитан; жирные испарения земли, золотые крапинки звёзд);

- сравнения (мягкие, как клубы дыма; резкие, как обломки скал);

- олицетворение (слышался смех, бродили обрывки туч).

Картина или рисунок может дополнить текст, однако полностью выразить его описание вечера не может. Текст благодаря большому количеству художественно-выразительных средств даёт нам описание, выраженное в том числе с помощью слов в переносном значении, чего картина сделать не может.

2) Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка вслух. Уточните значение незнакомых слов по словарю. Подумайте, какое настроение вы должны передать, каким должен быть темп чтения. Разметьте паузы в предложениях, поставьте ударения. Какие сложные прилагательные в тексте имеют побочное ударение?