Упр.7 Глава 3 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:

7. 1) Прочитайте отрывок из книги российского лингвиста Михаила Викторовича Панова «Занимательная орфография».

Изобрели особый прибор — шляпоприподни-матель... Я уверен, что, прочитав слово гиляпо-приподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилительу звукоулавливатель, громкоговоритель.

Они обозначают прибор; и у всех есть часть -тель.

Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор. Если -тель значит «прибор», то, выходит, -тель — значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема».

Слово похоже на поезд. Каждая часть — особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду — вот так:

-ним-: с-ним-а-ть;

шляп-: шляп-а, шляп-к-а;

при-: при-вста-ть;

под-: под-брас-ыва-ть;

-тель: анти-об-лед-ен-и-тель.

2) О каких признаках морфемы идёт речь в тексте? Объясните, по какому принципу раскрашены вагоны на рисунке.

3) Выпишите все сложные слова из текста, обозначьте в них все морфемы. Какая часть в этих словах служит для соединения корневых морфем? Как она называется?

4) М. В. Панов сравнивает слово с поездом, части слова - с вагонами. А с чем бы вы сравнили морфемы в составе слова?

2) в тексте речь идёт о том, что каждой морфеме присуще своё значение. Например, суффикс -тель- имеет значение «прибор» и добавляется к словам, которые указывают на те или иные приборы.

Каждый цвет - отдельная морфема (жёлтый цвет - корень, розовый - соединительная гласная, зелёный - приставка, рыжий - суффикс, голубой - окончание).

3) - шляпоприподниматель

- звукоулавливатель

- громкоговоритель.

Для соединения корневых морфем в сложных словах служат соединительные гласные.

4) Морфемы можно сравнить с пазлом (каждая морфема - отдельный кусочек пазла, а вместе они складываются в целую картинку).