Упр.97 Глава 4 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:

97 1) Прочитайте. Определите тему и основную мысль каждого текста.

1 Слушайте, какое диво расскажу.

В замороз к полночи начнёт в синем бархате небесном пояском серебряным продёргивать с запада до востока, а с севера залодымается как бы утренняя заря. И вдруг всё погаснет. Опять из-за моря протянутся пальцы долги без меры и заходят по небу. Да заря займётся ужасная, как бы пожарная. И опять всё потухнет, и звёзды видать... Сиянье же обновится. Временем встанет как стена, по сторонам столбы, и столбы начнут падать, а стена поклонится. А то будто голубая река протечёт, постоит да свернётся, как свиток. Бывало, спишь — услышишь собачий вой, откроешь глаза — по полу, по стенам бегают светлые тени. А за окнами небо и снег переливают несказанными огнями

(Б. Шергин)

2. Развитие промышленности и сельского хозяйства, жизнь в городе и деревне невозможны без использования очень большого количества воды. Воду используют при производстве многих изделий, для бытовых нужд, для питья и приготовления еды. Когда вода загрязняется, её удаляют из домов и предприятий по канализации. Воды, загрязнённые бытовыми и промышленными отходами, называются сточными.

1. Тема - северное сияние. Основная мысль: северное сияние - это диво природы.

2. Тема - значение воды в жизни человека. Основная мысль: во всех сферах человеческой деятельности существование и производство без воды невозможны.

2) Какие средства связи используются в каждом из этих текстов?

1. Синонимическая замена (пояском серебряным - утренняя заря - протянутся пальцы; сиянье - стена - река - светлые тени - огни).

2. Лексический повтор (вода, воды, воду).

3) Какие стилистические особенности есть у первого текста? Есть ли в нём слова ограниченного употребления? Это художественный текст?

Стиль - художественный (образное метафорическое описание северного сияния). Стилистические особенности текста: односоставные предложения (с одним главным членом; наличие однородных членов почти в каждом предложении).

Слова ограниченного употребления: замороз, заподымается, долги.

4) К какому стилю относится второй текст? Есть ли в нём книжная лексика?

Стиль - научный (точность, последовательность, отстранённость повествования, наличие терминов, лексические повторы).

Книжная лексика: развитие промышленности и сельского хозяйства, бытовые нужды, сточные воды.