Упр.10 Глава 7 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:

10. 1) Прочитайте текст. Объясните, какие грамматические признаки отличают существительные с количественным значением от количественных числительных.

В современном русском языке имена числительные не имеют грамматического рода. Нельзя сказать круглый пять или круглая пять. Разговорное выражение круглое пять обозначает не число, а школьную отметку «5 баллов» как оценку знаний по какому-нибудь предмету. Отсутствие родовых различий, неспособность сочетаться с прилагательным отличают имена числительные от количественных существительных пара, дюжина, сотия, десяток, половина, сотня и тому подобных. Эти существительные свободно соединяются с согласуемым именем прилагательным: разрозненная дюжина ложек, парадная пара туфель, вторая сотня солдат и тому подобное.

(По В. Виноградову)

2) Выпишите из текста все существительные с количественным значением, укажите их род и склонение. Какие формы числа есть у этих существительных? Составьте с ними свои словосочетания.

3) Подумайте, можно ли записать количественные существительные цифрами, как записываются количественные числительные.

1) количественные числительные не имеют категории грамматического рода, а также не согласуются с именами прилагательными.

2) пара (женский род, 1 склонение), дюжина (женский род, 1 склонение), сотня (женский род, 1 склонение), десяток (мужской род, 2 склонение), половина (женский род, 1 склонение).

Эти существительные имеют форму как единственного, так и множественного числа: пара - пары, дюжина - дюжины, сотня - сотни, десяток - десятки, половина - половины.

Пара дорогих туфель, дюжина больших яиц, сотня ярких красок, разноцветный десяток цветов, половина чайной ложки.

3) Количественные существительные нельзя записать цифрами, поскольку в этом случае они превращаются в числительные. Например: сотня - 100, половина - .