Упр.6 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:

1 прочитайте отрывок из книги учёного-биолога, писателя и путешественника Николая Михайловича Верзилина «По следам Робинзона».

Во время Великой Отечественной войны жители целого громадного города оказались как бы в положении робинзонов.

В конце 1941 года Ленинград был окружен фашистскими войсками и отрезан, как остров, от Большой земли, — так называли тогда весь Советский Союз. Бомбами и пожарами были уничтожены продовольственные склады. Продуктов и топлива стало мало. Жители Ленинграда, как робинзоны, мастерили из жести печурки, из банок — лампочки-коптилки; делали зажигалки, заменяющие спички.

Весной, когда на улицах между камнями и асфальтом стала пробиваться мелкая травка, люди принялись искать съедобные и витаминные растения. На Невском проспекте из земли, которой были завалены витрины больших магазинов, выросли лесные растения. На крышах домов и на балконах вдруг зарозовели соцветия иван-чая. Но далеко не все жители знали, какие растения съедобны и питательны, какие вредны.

Сотрудники Ботанического сада Академии наук, исследовав питательные свойства растений, читали лекции, писали статьи и брошюры о том, какие из дикорастущих растений можно употреблять в пищу. На окнах школьных коридоров в горшках и баночках были выставлены выкопанные на улицах растения и около них на листках бумаги наставление, как использовать их. В столовых3 и продуктовых магазинах стояли растения в банках с рецептами употребления их в пищу. Многие сорные растения оказались

питательными И даже вкусными. Это поддержало силы ленинградцев в критический момент блокады.

2. Как бы вы назвали этот отрывок? Подберите и запишите заголовки, которые отражали бы его тему и основную мысль (идею).

Тема: как люди выживали в блокадном Ленинграде.

Основная мысль: как растения спасали жизнь людей во время блокады Ленинграда.

Заголовки:

«Блокада Ленинграда» (отражает тему), «Растения-спасатели» (отражает тему), «Выжить несмотря ни на что» (отражает основную мысль).

3. Какие смысловые части можно выделить в этом тексте? Почему? Как на письме отделяется одна смысловая часть от другой?

Ответ №1

Смысловые части:

1. Во время войны жители города оказались в положении робинзонов;

2. Трудная ситуация жителей Ленинграда;

3. Весной люди спасаются от голода съедобными и витаминными растениями;

4. Сотрудники Ботанического сада исследуют свойства растений.

На письме смысловые части отделяются абзацами.

Ответ №2

Смысловые части текста:

1. Во время Великой Отечественной войны жители громадного города оказались в положении робинзонов.

2. Блокада Ленинграда.

3. Весной на улицах города начали произрастать различные лесные растения.

4. Исследования свойств растений в Ленинграде.

На письме чаще всего одна смысловая часть отделяется от другой при помощи абзацев. Одной смысловой части посвящён один конкретный абзац (как в данном тексте).

4. Назовите признаки текста. Оформите их в виде плана. Опираясь на свой план, докажите, что данный отрывок является текстом.

Ответ №1

Признаки текста:

1) Тематическое единство (Все предложения в тексте раскрывают его тему и основную мысль)

2) развёрнутость (Тема текста раскрывается через подтемы и микротемы)

3) членимость (Текст делится на структурные смысловые отрезки: предложения, абзацы)

4) последовательность (Каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста)

5) связность (Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически)

6) законченность (Тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора)

7) стилистическое единство (В тексте использованы лексические, грамматические средства в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст)

Ответ №2

Признаки текста:

1. Общность темы

2. Развёрнутость описания.

3. Деление на смысловые отрезки.

4. Последовательность изложения.

5. Связность предложений в тексте общей темой и мыслью.

6. Законченность повествования.

7. Единство используемого стиля речи.

5. Найдите слова с корнем рос/раст. Объясните их написание.

Ответ №1

Растение, выросли, дикорастущие.

(Чередование гласных ао в корнях –раст--ращ--рос-. Если корень оканчивается на –ст- или –щ-, то в корне пишется а, а если корень оканчивается на –с-, то пишется о)

Ответ №2

растения (перед сочетанием согласных ст пишется гласная а)

выросли (перед согласным с пишется гласная о)

дикорастущих (перед сочетанием согласных ст пишется гласная а)