Анализируем текст Параграф 26 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Как бы вы назвали этот рассказ?

Тема текста - упавший воробей.

Основная мысль - любовь сильнее всего в мире, всё держится на любви.

Своё название: сила любви.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее1 сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь3.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом3 на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки2.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!4 И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился...4 Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился бла гоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И. Тургенев)

2. Определите тип этого текста, средства и способ связи предложений. Укажите признаки текста.

Тип текста - повествование.

Способ связи предложений в тексте последовательный.

Средства связи - местоимения.

Признаки текста: все предложения связаны между собой по смыслу и объединены одной темой. Текст цельный, логично построенный и имеющий законченную структуру.

3. Найдите и выпишите сложное слово. Выделите в нём морфемы.

4. Выделите суффиксы в словах детище, чудовище. Как вы думаете, одинаковы ли значения суффиксов в этих словах?

детище

чудовище

Да, суффикс -ищ- в данных словах имеет одинаковое значение увеличения, усиления признака.

5. Найдите по два-три слова, образованных приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы.

Приставочный способ:

- поспешил

- сбросила

Суффиксальный:

- чудовище

- желтизна

- приближалась

Приставочно-суффиксальный:

- впереди

- уменьшила

6. Найдите и выпишите слова с чередованием в корне: а) гласных; б) согласных. Корни выделите, буквы чередующихся звуков подчеркните.

а) слова с чередованием гласных в корне:

- прораставшие

- замирал

б) слова с чередованием согласных в корне:

- возвращался

- бежала

- молодого

- дичь

- пухом

- неподвижно

- беспомощно

- близкого

- птицей

- движется

- жизнь

7. Выпишите сравнения. Укажите, чем они выражены.

Сравнения:

- как бы зачуяв перед собою дичь (деепричастный оборот)

- камнем упал (словосочетание)

- громадным чудовищем (словосочетание)

8. Являются ли словообразовательными парами слова: голос —> голосок; голос —> голосишко; голос —> отголосок?

голос > голосок (словообразовательная пара)

голос > голосишко (словообразовательная пара)

голос > отголосок (не являются словообразовательной парой)

9. Восстановите словообразовательную цепочку:

опасаться > опасный > безопасный > безопасность

10. Как вы понимаете смысл выделенного предложения? Объясните письменно свою точку зрения.

«Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом».

В этой фразе автор выражает своё уважение и восхищение той силой любви, которую маленькая птица испытывает к своему птенцу. Она готова была даже пожертвовать своей жизнью ради спасения своего детища. То, что такая сила любви может жить в сердце такого крохотного и, казалось бы, абсолютно беззащитного существа, не может оставить равнодушным ни одного человека.

11. Назовите стиль речи текста. На какие лексические и синтаксические средства языка вы ориентировались?

Стиль речи: художественный.

Текст рассказывает определённую историю. Она представлена автором образно и эмоционально. Для этого использованы художественно-выразительные средства языка, как, например, метафора (героическая птица, камнем упал, смущённый пёс), антитеза (противопоставление огромной собаки и маленькой птички), гипербола (громадным чудовищем), инверсия, употребление уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (-ищ-: детище, чудовище), афоризмы (только любовью держится и движется жизнь); простые и сложные предложения.

12. Понравился ли вам рассказ? Напишите по нему изложение.Мне очень понравился рассказ. Он говорит нам о силе любви и её важности в жизни любого живого существа.

Изложение

Я шёл по аллее сада, возвращаясь с охоты. Мой пёс бежал немного впереди меня. Неожиданно он начал красться, как будто где-то впереди почуял добычу.

Я посмотрел вперёд и увидел на тропинке воробьиного птенца. Видимо, его ветром сбило с ветки берёзы, и теперь он сидел неподвижно на земле, беспомощно растопырив маленькие крылышки.

Моя собака приближалась к нему. Но неожиданно с соседней берёзы камнем упал старый черногрудый воробей и с жалким и отчаянным писком прыгнул в направлении раскрытой пасти, закрывая собой своё детище.

Трезор, мой пёс, смущенно остановился и попятился. Он признал эту силу любви и жертвенности ради своего птенца. Я тут же отозвал собаку и поспешил уйти.

Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, её любовным порывом. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.