Анализируем текст Параграф 7 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:

1. Прочитайте два отрывка из романа Вениамина Александровича Каверина «Два капитана» и сравните их.

Первый текст является официальным рапортом, второй - личное письмо.

1) Его Превосходительству

Начальнику Главного гидрографического управления

начальника экспедиции на судне «Св. Мария»

И.Л. Татаринова

рапорт.

Настоящим имею честь довести до сведения Главного Гидрографического управления нижеследующее:

1915 года, марта месяца 16 дня, в широте и в долготе от Гринвича с борта дрейфующего судна «Св. Мария» при хорошей видимости и ясном небе была замечена на восток от судна неизвестная земля с высокими горами и ледниками. На нахождение земли в этом районе и раньше указывали некоторые признаки: так,

ещё в августе 1912 года мы видели большие стаи гусей, летевших с севера курсом норд-норд-ост — зюйд-зюйд-вест. В начале апреля 1913 года мы видели на норд-остовом горизонте резкую серебристую полоску и над нею очень странные по форме облака, похожие на туман, окутавший далёкие горы...

2) «Друг мой, дорогая моя, родная Машенька!

Вот уже около двух лет прошло с тех пор, как я послал тебе письмо через телеграфную экспедицию на Югорском Шаре. Но как много с тех пор переменилось, я тебе и передать не могу!

Я пишу и перечитываю своё бесконечное письмо и снова пишу и вижу, что просто болтаю с тобой.

Я посылаю с Климовым пакет на имя начальника Гидрографического управления. Это мои наблюдения, письма служебные и отчёт, в котором изложена история нашего дрейфа. Но на всякий случай пишу и тебе о нашем открытии: к северу от Таймырского полуострова на картах не значится никаких земель. Между тем, находясь на широте 79°35task, между меридианами 86 и 87, к востоку от Гринвича, мы заметили резкую серебристую полоску, немного выпуклую, идущую от самого горизонта. Третьего апреля полоска превратилась в матовый Щит лунного цвета, а на следующий день мы увидели очень странные по форме облака, похожие на туман, окутавший Далёкие горы. Я убеждён, что это земля».

2. Сравните тексты: в каких речевых ситуациях они уместны?

Первый текст относится к официально-деловому стилю. Его использование уместно во время официальных совещаний, докладов, обсуждений и т.п.

Второй текст - личное письмо Татаринова к жене Марии. Его использование уместно в неформальной обстановке, во время общения с близким человеком.

3. К каким стилям речи относятся эти тексты? Докажите.

Первый текст - официально-деловой стиль.

Признаки официально-делового стиля:

- термины (гидрографическое управление, дрейфующее судно, курс норд-норд-ост - зюйд-зюйд-вест, широта, долгота)

- речевые штампы и канцеляризмы (настоящим имею честь довести до сведения; при хорошей видимости, была замечена, на нахождение земли)

- имена существительные, образованные от глаголов (видимость, нахождение).

В тексте присутствует последовательность изложения, точность формулировок, отсутствует эмоционально-окрашенная лексика.

Второй текст относится к разговорному стилю.

Признаки разговорного стиля:

- разговорные и просторечные слова (просто болтаю, переменилось, я передать не могу)

- эмоционально-окрашенная лексика (родная, пишу и перечитываю)

- личные местоимения (я, тебе, мы)

- обращения (друг мой, дорогая моя, родная Машенька)

4. Назовите стилевые приметы в выделенной части первого текста.

Есть ли такие приметы во втором тексте? К какому стилю речи относится остальная часть этого текста? Докажите.

Стилевые приметы в выделенном тексте:

- название документа (рапорт)

- речевые штампы (настоящим имею честь донести до сведения, нижеследующее)

- полное наименование должности (Главного Гидрографического управления).

Остальная часть первого текста относится к научному стилю:

- термины (гидрографическое управление, дрейфующее судно, курс норд-норд-ост - зюйд-зюйд-вест, широта, долгота)

- сложные осложнённые предложения

- доказательность изложения (приводятся доказательства того, что обнаружена новая земля)

- логичность изложения

Во втором тексте таких примет нет, так как н относится к разговорной лексике, которая не имеет чётких критериев.

5. Найдите и выпишите разговорные слова.

Разговорные слова:

- друг мой

- дорогая моя

- родная Машенька

- вот уже около двух лет

- передать не могу

- как много с тех пор переменилось

- просто болтаю

- на всякий случай

6. Выпишите пять - семь терминов. К какой науке они относятся?

Термины: гидрография, широта, долгота, Гринвич, курс норд-норд-ост - зюйд-зюйд-вест.

Данные термины относятся к географическим наука.

7. Можно ли найти признаки официально-делового стиля и разговор ного языка в обоих текстах?

В первом тексте к разговорному стилю можно отнести обороты:

- похожие на туман (сравнение)

- очень странные по форме

Во втором тексте признаков официально-делового стиля нет.