Проверяем себя Параграф 22 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:

1. Расскажите, как пишутся корни с чередованием а//о в зависимости: а) от ударения; б) от следующего после корня суффикса; в) от значения корня. Приведите примеры.

Чередующие корни, в которых написание гласной зависит от ударения:

а) -гар-/-гор-: в ударной позиции пишется гласная а, в безударной - о (га?рь, загора?ть, зага?р);

б) -клан-/-клон-: в безударной позиции пишется гласная о, в ударной - та гласная, которая слышится (поклон, склоняться, наклониться);

в) -твар-/-твор-: в безударной позиции пишется гласная о, в ударной - та гласная, которая слышится (творец, тварь, творческий);

г) -зар-/-зор-: в безударной позиции пишется гласная а, в ударной - та гласная, которая слышится (заря, зарница, зори);

д) -плав-/-плов-: во всех случаях пишется гласная а, кроме двух исключений: пловец, пловчиха.

Корни с чередованием, где правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса:

а) -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, скак-/-скоч-: гласная а пишется в том случае, если за корнем стоит суффикс -а- (ложится, полагать, скакать, вскочить, касаться, коснуться);

б) -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -жег-/-жиг-, -блест-/-блист-, стел-/-стил-, чет-/-чет-: гласная и в корне пишется в том случае, если за корнем стоит суффикс -а- (блистать, блеск, отдирать, отдерёт, набирать, наберёт, считать, подсчёт).

Корни с чередованием, где правописание гласной в корне зависит от значения корня:

а) -равн-/-ровн-: если корень имеет значение «одинаковый, равный, сходный», то в корне пишется гласная а; если корень имеет значение «ровный, прямой, гладкий», то в корне пишется гласная о (равный, равнение, ровный, подровнять);

б) -мак-/-мок-: если корень имеет значение «погружать в жидкость», то в корне пишется гласная а; если корень имеет значение «пропускать, впитывать влагу», то в корне пишется гласная о (макать, промокнуть).

2. Найдите слово, в котором пишется буква а, и объясните написание.

- расположиться (чередование -лаг-/-лож-, после корня нет суффикса -а-)

- гореть (чередование -гор-/-гар-, в безударной позиции пишется гласная а)

- прикасаться (чередование -кас-/-кос-, после корня стоит суффикса -а-)

- вскочить (чередование -скоч-/-скак-, после корня нет суффикса -а-)

3. С какими гласными могут чередоваться о, е в корне слова? Приведите примеры.

Гласная о в корне может чередоваться с гласной а: расти - росток; касаться - коснуться; вскочить - скакать; заря - зори.

Гласная е в корне может чередоваться с гласной и: отдирать - отдерёт; запирать - запер; стирать - стереть.

4. Чему подчиняется написание корней -мак-//-мок-, -равн-//-ровн-? Приведите примеры.

Правописание корней -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависит от значения корня.

Промокнуть (значение «пропустить влагу), макнуть (значение «погрузить в жидкость»)

Подровнять (значение «сделать ровным»), равный (значение «одинаковый»).

5. В каких случаях нужно написать старожил и сторожил, поласкать и полоскать? В этих словах корни имеют разные лексические значения или происходит чередование гласных? Аргументируйте свой ответ.

В данных словах не происходит чередования гласных в корне, так как корни в этих словах имеют разное лексическое значение. Безударную гласную в корне следует проверять при помощи ударения.

Старожил - ста?рый

сторожил - сто?рож

поласкать - ла?ска

полоскать - поло?щет