Упр.134 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните, на какие правила вы ориентировались. Сформулируйте эти правила.

На солнце (солнышко) нельзя было теперь взглянуть (взглянет). Лохматыми ослепительными (ослеп) потоками оно лилось (лить) с вышины. По синему-синему небу плыли облака (облако), словно кучи снега. Весенние ветерки (ветер) пахнули свежей травой (травы) и птичьми (разделит. «ь» не после приставки) гнёздами.

Перед домом лопнули большие почки (чк-чн) на душистых (жи-ши) тополях. В саду из разогретой (без ударения) земли (земли) лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми (желтеть) звёздочками (чк-чн). С каждым днём прибывало (приближение) птиц в саду. Забегали между стволами чёрные (чернь) дрозды (дрозд) – ловкачи (ловкий) ходить пешком (пеший). В липах завелась (завёл) иволга, большая птица, зелёная, с жёлтой (желтеть), как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела (свист) медовым голосом.

Как солнцу (солнышко) вставать, на всех крышах и скворечниках (чк-чн) просыпались, заливались (залить) разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то (неопределён. мест.) африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали (неизм. приставка), фальшивили (фальшь) ужасно (ужасен). Сереньким (не после «г, к, х») платочком (чк-чн) сквозь (сквозит) прозрачные (чк-чн) берёзы пролетел (полёт) дятел, садясь на ствол, оборачивался (оборачиваюсь), дыбом поднимал (-ня-/-ним-) красный хохолок (хохол). (А.Н. Толстой)

Чтобы проверить непроизносимый согласный, необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный отчётливо произносился: солнце – солнышко.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы ударение падало на проверяемую гласную: взглянуть – взглянет.

Две «нн» пишется в прилагательных с суффиксами «-онн-/-енн-» (исключение: ветреный), а также в прилагательных, образованных с помощью суффикса «-н-» от существительных с основой на «-н-»: весенние

Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными «е, ё, ю, я, и»: птичьими.

«Чк -чн» пишется без мягкого знака: почки.

«Жи-ши» пишется с буквой «и»: душистых.

В приставках «раз- (рас-) /роз- (рос-)» на месте безударного гласного пишется буква «а», а под ударением – «о»: разогре?той.

После шипящих в корнях слов пишется буква «ё», если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой «е»: жёлтыми – желтеть. Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой «е», то после шипящих в корне слова пишется буква «о». В корнях заимствованных слов после шипящих под ударением и без ударения пишется буква «о»: шорты.

Приставка «пре-» пишется в значении «очень», «весьма» в словах, обозначающих высокую степень качества или действия (премилый, преуспевать) или в том случае, когда приставка близка по смыслу «пере-» (преодолеть). Приставка «при-» пишется в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия: прибывало (непол. действ.).

Неопределенные местоимения с приставкой «кое-» и суффиксами «-то», «-либо», «-нибудь» пишутся через дефис; какими-то.

Суффикс «-еньк» служит для образования имён прилагательных от слов, основа которых оканчивается на любой согласный, кроме «г, к, х»: серенький. Суффикс «-оньк» употребляется после согласных «г, к, х»: легонький.

Чтобы проверить согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы данная согласная произносилась отчётливо: сквозь – сквозит.

Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на «-ываю/-иваю», то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется «-ыва-/-ива-»: оборачиваюсь – оборачиваться – оборачивался. Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на «-ую/-юю», то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется «-ова-/-ева-»: рисую – рисовать – рисовал.

2. Выпишите в две колонки союзы и предлоги. Определите разряды союзов и предлогов. Союзы и предлоги каких разрядов вам не встретились?

3. Сформулируйте тему текста. Придумайте заголовок, который отражал бы эту тему.

Тема текста – птицы весной.

Заголовок – «Весенняя птичья суета».

4. Назовите тип и стиль текста. На какие признаки вы ориентировались?

Тип речи – повествование с элементами описания: глаголы отражают развитие событий (лилось, плыли, пахнули, лопнули, лезла, подёрнулся, прибывало, забегали, завелась, свистела, просыпались, заливались, хрипели, насвистывали, пролетел), описывается состояние природы весной, суета птиц.

Стиль речи – художественный: цель текста – нарисовать словами картину весенней природы, суетливое поведение птиц, вернувшихся из дальних стран; воздействовать на воображение читателя. В тексте использованы художественные средства.

5. Найдите выразительные средства языка и охарактеризуйте их.

Выразительные средства языка: эпитеты (лохматыми ослепительными потоками; весенние ветерки; свежей травой; на душистых тополях; медовым голосом; сквозь прозрачные берёзы), метафора (лопнули почки; из разогретой земли; луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками;), сравнения (лохматыми ослепительными потоками лилось; облака, словно кучи снега; с жёлтой, как золото, подпушкой; свистела медовым голосом; скворцы насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами; сереньким платочком пролетел дятел), олицетворения (плыли облака).

6. Какие способы выражения сравнений используются в этом тексте?

Способы выражения сравнений в тексте:

• с помощью сравнительных союзов:

облака, словно кучи снега; с жёлтой, как золото, подпушкой;

• формой творительного падежа:

лохматыми ослепительными потоками лилось; свистела медовым голосом; скворцы насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами; сереньким платочком пролетел дятел.

7. Одинаково ли произносится сочетание чн в словах прозрачный и скворечник?

Сочетание «чн» произносится по-разному: прозрачный [ч’н], скворечник [шн].