Анализируем текст Параграф 16 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)
Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст из повести «Самый последний день...». Назовите тип этого текста. Докажите правильность своего ответа.
Дела Леонтия Саввича пошли совсем набекрень.4
— Эх, Леонтий, — вздохнул Семён Митрофанович. — Талант в тебе природой был заложен, и ты беречь его должен был.
— Талант! — презрительно фыркнул3 Леонтий Саввич. — А что же это такое — талант? Ты знаешь?
— Знаю, — сказал Ковалёв. — Вот у тебя в руках талант был: ты умел такое с деревом сотворить, что дерево то в темноте светилось. А у иного талант — в голове: он, брат, законы всякие открывает или изобретает полезные машины. А бывает талант и в ногах: скажем, наш знаменитый футболист Игорь Нетто.
Худой, заросший, всклокоченный2 столяр сидел перед ним
и качал головой.
— В руках, в ногах, где ещё? — сердито спросил он. — Глупый ты, Семён, ровно дитя. Разве талант в руках или там в ногах живёт? Там секреты живут, понял? Секреты того дела, которому человек обучен. Скажем, у рабочего3 секреты — в руках, у инженера — в голове, у танцора, к примеру, — в ногах. А талант, Сеня, он в сердце живёт.
— Ох, чего-то ты плетёшь, Лёня! — вздохнул младший лейтенант.
— Скажи, когда у тебя несчастье, что у тебя болит — голова? Сердце у тебя болит, сердце! А радость если какая, если, скажем, День Победы, что тогда в тебе ликует? Сердце1 твоё поёт, сердце!
Семён Митрофанович, сняв тужурку и галстук, с радостью ухватился за инструмент. Пилил, вырубал, и Леонтий Саввич молча смотрел на него.
— Вот у тебя талант как раз там, где надо, — вдруг сказал он. — В сердце у тебя талант, Сеня.
— Всякий человек живёт для своего дела. (По Б. Васильеву)
Тип текста из повести «Самый последний день…» Б. Васильева – рассуждение: тезис (Талант в тебе природой был заложён, и ты беречь его должен был. А что же это такое – талант?), доказательства (Вот у тебя в руках талант был… А у иного – в голове… А бывает талант и в ногах… А талант, Сеня, он в сердцах живёт.), вывод (Всякий человек живёт для своего дела.).
2. Сформулируйте тему текста и его основную мысль. Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение. Как бы вы озаглавили текст?
Тема текста – о том, что такое талант.
Основная мысль текста – «Всякий человек для своего дела живёт».
Заголовок текста – «Талант живёт в сердце».
3. Определите признаки разговорной речи в тексте. Выпишите слова, характерные для разговорной речи.
Признаки разговорной речи в тексте: текст написан в форме диалога.
Слова, характерные для разговорной речи: набекрень, эх, фыркнул, сотворить, скажем, ровно дитя, Сеня, Лёня, ох, плетёшь, ухватился.
4. Найдите в тексте междометия. Какие чувства, эмоции они выражают? Какую роль играют в тексте? Как вы думаете, обязательны ли они в речи? Что изменится, если их не использовать? Порассуждайте на примерах текста.
В тексте использованы междометия «эх», «ох». Они выражают чувство досады, разочарования, придают эмоциональность, выразительность словам говорящего.
Если убрать междометия из текста, изменится тональность предложений, чувства сожаления и досады не будут ярко выраженными:
–Леонтий, – вздохнул Семён Митрофанович. – Талант в тебе природой был заложен, и ты беречь его должен был.
…
– Чего-то ты плетёшь, Лёня! – вздохнул младший лейтенант.
5. В выделенных словах поставьте ударение.
Столяр, инструмент
6. Как вы понимаете смысл слов дела пошли совсем набекрень?
Дела пошли набекрень – это значит дела пошли совсем плохо.
7. Найдите в тексте деепричастный оборот и одиночное деепричастие. Объясните пунктуацию в предложениях с ними.
Семён Митрофанович, сняв тужурку и галстук, с радостью ухватился за инструмент. – Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.
Пилил, вырубал, и Леонтий Саввич молча смотрел на него. – Слово «мо?лча» в данном предложении является наречием, так как отвечает на вопрос «как?» (деепричастие отвечает на вопрос «что делая?»), ударение в слове падает на первый слог (в деепричастии «молча?» ударение падает на второй слог), поэтому не выделяется запятыми.
8. Объясните знаки препинания при диалоге. Охарактеризуйте диалог: этикетный, расспрос, обмен мнениями, диалог смешанного типа.
В диалоге реплика каждого собеседника начинается с новой строки и заглавной буквы. Перед репликой каждого собеседника ставится тире, в конце реплики ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак. Перед словами автора ставится тире. Если слова автора находятся перед репликой, то после слов автора ставится двоеточие, реплика пишется с новой строки.
Это диалог – обмен мнениями. Собеседники высказывают свою точку зрения на то, что такое талант и где он находится у человека.
9. Составьте вопросы, опираясь на текст, по темам: «Самостоятельные части речи», «Служебные части речи».
Какие части речи относятся к самостоятельным?
Что такое деепричастие?
По каким признакам причастие можно отличить от прилагательного?
Какие морфологические признаки имеют наречия?
Какую роль в речи выполняют глаголы?
Какие части речи относятся к служебным?
Для чего используются предлоги?
Что такое союз?
Какие бывают союзы?
На какие группы по значению делятся частицы?
Какую роль выполняют в тексте междометия?
10. Как вы понимаете, что такое талант? Как вы думаете, какой талант есть у вас? Как вы собираетесь его развивать? Порассуждайте об этом в небольшом сочинении.
Сочинение
Что такое талант?
Талант – это дар, данный человеку свыше. Не бывает людей, лишённых таланта. Только надо суметь разглядеть его вовремя и развить. Это могут сделать те люди, кто больше всего времени проводит с детьми: родители, воспитатели, учителя. Именно они могут помочь сделать первые шаги в развитии таланта ребёнка.
У кого-то прекрасный голос, кто-то замечательно рисует, кому-то легко даются танцевальные упражнения. Но талант не обязательно должен быть в области искусства. Есть много талантливых людей и в медицине, и в образовании, и в спорте. И путь к нему нелёгкий. Чтобы талант проявился в полной мере, надо учиться, много трудиться над собой, совершенствуя и оттачивая своё мастерство.
Известны случаи, когда талант проявлялся у человека в солидном возрасте. Например, человек вышел на пенсию и начал писать картины или плести из лозы удивительные по красоте вещи, то есть начал делать то, к чему тянулась душа, но не было возможности этим заняться. Значит, талант развивается только тогда, когда человек занимается любимым делом. В этом случае у него хватает и сил, и терпения, и упорства, и времени.