Анализируем текст Параграф 16 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:

1. Прочитайте текст из повести «Самый последний день...». Назовите тип этого текста. Докажите правильность своего ответа.

Дела Леонтия Саввича пошли совсем набекрень.4

— Эх, Леонтий, — вздохнул Семён Митрофанович. — Талант в тебе природой был заложен, и ты беречь его должен был.

— Талант! — презрительно фыркнул3 Леонтий Саввич. — А что же это такое — талант? Ты знаешь?

— Знаю, — сказал Ковалёв. — Вот у тебя в руках талант был: ты умел такое с деревом сотворить, что дерево то в темноте светилось. А у иного талант — в голове: он, брат, законы всякие открывает или изобретает полезные машины. А бывает талант и в ногах: скажем, наш знаменитый футболист Игорь Нетто.

Худой, заросший, всклокоченный2 столяр сидел перед ним

и качал головой.

— В руках, в ногах, где ещё? — сердито спросил он. — Глупый ты, Семён, ровно дитя. Разве талант в руках или там в ногах живёт? Там секреты живут, понял? Секреты того дела, которому человек обучен. Скажем, у рабочего3 секреты — в руках, у инженера — в голове, у танцора, к примеру, — в ногах. А талант, Сеня, он в сердце живёт.

— Ох, чего-то ты плетёшь, Лёня! — вздохнул младший лейтенант.

— Скажи, когда у тебя несчастье, что у тебя болит — голова? Сердце у тебя болит, сердце! А радость если какая, если, скажем, День Победы, что тогда в тебе ликует? Сердце1 твоё поёт, сердце!

Семён Митрофанович, сняв тужурку и галстук, с радостью ухватился за инструмент. Пилил, вырубал, и Леонтий Саввич молча смотрел на него.

— Вот у тебя талант как раз там, где надо, — вдруг сказал он. — В сердце у тебя талант, Сеня.

— Всякий человек живёт для своего дела. (По Б. Васильеву)

Тип текста из повести «Самый последний день…» Б. Васильева – рассуждение: тезис (Талант в тебе природой был заложён, и ты беречь его должен был. А что же это такое – талант?), доказательства (Вот у тебя в руках талант был… А у иного – в голове… А бывает талант и в ногах… А талант, Сеня, он в сердцах живёт.), вывод (Всякий человек живёт для своего дела.).

2. Сформулируйте тему текста и его основную мысль. Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение. Как бы вы озаглавили текст?

Тема текста – о том, что такое талант.

Основная мысль текста – «Всякий человек для своего дела живёт».

Заголовок текста – «Талант живёт в сердце».

3. Определите признаки разговорной речи в тексте. Выпишите слова, характерные для разговорной речи.

Признаки разговорной речи в тексте: текст написан в форме диалога.

Слова, характерные для разговорной речи: набекрень, эх, фыркнул, сотворить, скажем, ровно дитя, Сеня, Лёня, ох, плетёшь, ухватился.

4. Найдите в тексте междометия. Какие чувства, эмоции они выражают? Какую роль играют в тексте? Как вы думаете, обязательны ли они в речи? Что изменится, если их не использовать? Порассуждайте на примерах текста.

В тексте использованы междометия «эх», «ох». Они выражают чувство досады, разочарования, придают эмоциональность, выразительность словам говорящего.

Если убрать междометия из текста, изменится тональность предложений, чувства сожаления и досады не будут ярко выраженными:

–Леонтий, – вздохнул Семён Митрофанович. – Талант в тебе природой был заложен, и ты беречь его должен был.

– Чего-то ты плетёшь, Лёня! – вздохнул младший лейтенант.

5. В выделенных словах поставьте ударение.

Столяр, инструмент

6. Как вы понимаете смысл слов дела пошли совсем набекрень?

Дела пошли набекрень – это значит дела пошли совсем плохо.

7. Найдите в тексте деепричастный оборот и одиночное деепричастие. Объясните пунктуацию в предложениях с ними.

Семён Митрофанович, сняв тужурку и галстук, с радостью ухватился за инструмент. – Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

Пилил, вырубал, и Леонтий Саввич молча смотрел на него. – Слово «мо?лча» в данном предложении является наречием, так как отвечает на вопрос «как?» (деепричастие отвечает на вопрос «что делая?»), ударение в слове падает на первый слог (в деепричастии «молча?» ударение падает на второй слог), поэтому не выделяется запятыми.

8. Объясните знаки препинания при диалоге. Охарактеризуйте диалог: этикетный, расспрос, обмен мнениями, диалог смешанного типа.

В диалоге реплика каждого собеседника начинается с новой строки и заглавной буквы. Перед репликой каждого собеседника ставится тире, в конце реплики ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак. Перед словами автора ставится тире. Если слова автора находятся перед репликой, то после слов автора ставится двоеточие, реплика пишется с новой строки.

Это диалог – обмен мнениями. Собеседники высказывают свою точку зрения на то, что такое талант и где он находится у человека.

9. Составьте вопросы, опираясь на текст, по темам: «Самостоятельные части речи», «Служебные части речи».

Какие части речи относятся к самостоятельным?

Что такое деепричастие?

По каким признакам причастие можно отличить от прилагательного?

Какие морфологические признаки имеют наречия?

Какую роль в речи выполняют глаголы?

Какие части речи относятся к служебным?

Для чего используются предлоги?

Что такое союз?

Какие бывают союзы?

На какие группы по значению делятся частицы?

Какую роль выполняют в тексте междометия?

10. Как вы понимаете, что такое талант? Как вы думаете, какой талант есть у вас? Как вы собираетесь его развивать? Порассуждайте об этом в небольшом сочинении.

Сочинение

Что такое талант?

Талант – это дар, данный человеку свыше. Не бывает людей, лишённых таланта. Только надо суметь разглядеть его вовремя и развить. Это могут сделать те люди, кто больше всего времени проводит с детьми: родители, воспитатели, учителя. Именно они могут помочь сделать первые шаги в развитии таланта ребёнка.

У кого-то прекрасный голос, кто-то замечательно рисует, кому-то легко даются танцевальные упражнения. Но талант не обязательно должен быть в области искусства. Есть много талантливых людей и в медицине, и в образовании, и в спорте. И путь к нему нелёгкий. Чтобы талант проявился в полной мере, надо учиться, много трудиться над собой, совершенствуя и оттачивая своё мастерство.

Известны случаи, когда талант проявлялся у человека в солидном возрасте. Например, человек вышел на пенсию и начал писать картины или плести из лозы удивительные по красоте вещи, то есть начал делать то, к чему тянулась душа, но не было возможности этим заняться. Значит, талант развивается только тогда, когда человек занимается любимым делом. В этом случае у него хватает и сил, и терпения, и упорства, и времени.