Вопросы для повторения Глава 1 ГДЗ Шмелев 7 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 7 класс, Вентана-Граф:

1. В какую семью языков входит русский язык?

Русский язык входит в индоевропейскую семью языков.

2. Какие языки объединяются в группу восточнославянских языков?

В группу восточнославянских языков объединяются русский, белорусский, украинский языки.

3. Правильно ли утверждение, что на территории России все языки — из индоевропейской языковой семьи?

Утверждение, что на территории России все языки из индоевропейской семьи, неверно.

На территории России языки относятся к четырнадцати языковым семьям: индоевропейской, алтайской, уральской, юкагиро-чуванской, кортвельской, абхазо-адыгской, нахско-дагестанской, сино-тибетской, семитской, эскимосско-алеутской, чукотско-камчатской, енисейской, австроазиатской, айнской.

4. Расскажите о корневых и служебных морфемах. Приведите примеры.

По роли в слове морфемы бывают корневые и служебные (аффиксальные).

Корневые морфемы – это корни слова, которые являются лексической основой каждого слова. В большинстве случаев являются обязательными частями слова.

Служебные, или аффиксальные, морфемы – это части слова, которые служат для оформления слова в качестве грамматической единицы (части речи). К служебным морфемам относятся: префикс (приставка), суффикс, постфикс, интерфикс (соединительная гласная), флексия (окончание).

В простейших случаях слово состоит из одной (корневой) морфемы: вдруг, где, около, рук-а, бел-ый, нес-ут. В слове желтоватый выделяются три морфемы: желт-(корень), -оват-(суффикс), -ый – (окончание); в слове переноска – четыре морфемы: пере-, -нос-, -к-, -а.

5. Расскажите об изученных способах словообразования. Вспомните, что вы изучали в 5-6 классах, и сопоставьте с тем. что узнали в этом году. Не забывайте приводить примеры, давая определения способам образования слов.

Способы словообразования

Морфологические:

суффиксальный

нулевая суффиксация (— бессуффиксный)

приставочный

приставочно-суффиксальный

Смешанные:

сложносуффиксальный

Неморфологические:

сложение

аббревиация

сращение

переход из одной части речи в другую

Способы словообразования.

Приставочный – это способ образования новых слов путём присоединения приставки к исходному слову: нёс – вынес.

Суффиксальный, постфиксальный – это способы образования новых слов путём присоединения суффикса или постфикса к основе слова: дом – домик, строить - строиться.

Нулевая суффиксация (бессуффиксный) – это способ образования новых слов путём отсекания суффиксов и окончаний от исходного слова: полететь – полёт.

Приставочно-суффиксальный – это способ образования новых слов путём одновременного присоединения к основе слова приставки и суффикса: давно – издавна.

Сложение:

– сложение основ + соединительная гласная: сам, летать - самолёт;

– чистое сложение основ: диван, кровать – диван-кровать;

– сложение с усечением основ: универсальный магазин – универсам;

– сложение с суффиксацией: вперёд, смотреть – вперёдсмотрящий;

– сложение + соединительная гласная + суффикс: белый снег – белоснежный;

–аббревиация: высшее учебное заведение – вуз.

Способ образования сложных слов из словосочетаний называется сращением. В слово, образованное путём сращения, входят все морфемы зависимого слова из производящего словосочетания. Конечная морфема зависимого слова (в том числе окончание) в производном слове используется в роли соединительной гласной: сошедший с ума – сумасшедший.

6. Какие части речи называют именными? Что их объединяет?

Именные части речи – это такие части речи, как имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Они называются именными, потому что в их названии есть слово «имя» - имя существительное, имя числительное, имя прилагательное (местоимение тоже является именной частью).

Все имена объединяет изменение по падежам. При этом каждая часть речи имеет свои отличия: имена существительные изменяются по падежам и числам; имена прилагательные – по падежам, числам и родам; имена числительные – только по падежам.

7. Какие формы глагола относятся к спрягаемым и неспрягаемым?

Спрягаемые формы глагола – это формы, обладающие грамматическими категориями наклонения, времени, лица (или рода у глаголов прошедшего времени). Это формы глагола настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формы повелительного и сослагательного (условного) наклонений.

Неспрягаемые формы глагола – это формы, глагола, не обладающие категорией наклонения, времени и лица. Это инфинитив (неопределенная форма), причастие и деепричастие. Инфинитив и деепричастие – неизменяемые формы; причастие – изменяемая неспрягаемая форма: причастия склоняются, подобно прилагательным. В причастиях частично отражается категория времени: они имеют формы настоящего и прошедшего времени (будущего вре¬мени у причастий нет).

8. Назовите суффиксы субъективной оценки, приведите примеры существительных с этими суффиксами. От чего зависит выбор окончания таких существительных в единственном и множественном числе?

Суффиксы имён существительных субъективной оценки и выбор окончания таких существительных в единственном и множественном числе:

– существительные с увеличительным суффиксом -ищ- мужского и среднего рода в форме Им. п. ед. ч. имеют окончание -е (волчище); существительные женского рода – окончание -а (избища);

– существительные с суффиксом -ищ- мужского рода в форме Им. п. мн. ч. имеют вариативное окончание -а или -и (глазищи и глазища); существительные среднего рода – окончание -а (плечища); существительные женского рода – окончание -и (ручищи); существительные, имеющие только формы множественного числа, имеют то же окончание, что и производящие слова в Им. п. (грабли - граблищи);

– существительные с суффиксом -ышк-//-ишк-, -ушк-//-юшк- женского рода в форме Им. п. мн. ч. имеют окончание -а (бабушка); существительные среднего рода – окончание -о (полюшко); одушевлённые существительные мужского рода – окончание -а (батюшка); неодушевлённые существительные мужского рода – окончание -о (хлебушко).

9. Вспомните изученные орфографические правила правописания суффиксов существительных. Приведите примеры.

В этой главе мы изучали и повторяли правила написания н и нн в прилагательных и причастиях.

10. В чём сходство и различие между беседой и спором как жанрами разговорного языка?

Сходство между беседой и спором как жанрами разговорной речи: неподготовленная речь, эмоциональность речи, собеседники могут находиться в одинаковой ситуации, выражают свои оценки.

Отличия: беседа – это общение, в ходе которого собеседники обмениваются мнениями, впечатлениями, информацией; спор – это словесное противоборство, в котором каждый из говорящих отстаивает свою правоту.

11. Какими правилами общения вы стараетесь пользоваться в своей жизни? Чего вам не хватает для эффективного общения?

В своём общении я стараюсь придерживаться таких правил:

– умение переключить всё внимание на собеседника;

– умение слушать, не перебивая;

– поддерживать зрительный контакт с собеседником;

– не отвлекаться на посторонние действия во время разговора;

– понимать собеседника;

– не торопить собеседника;

– уловить смысл высказывания и чувства говорящего;

– обращать внимание на жесты и мимику.