Итоговая работа Глава 4 ГДЗ Шмелев 7 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 7 класс, Вентана-Граф:

1. Вспомните принципы классификации частей речи и особых разрядов слов и заполните таблицу.

Служебные части речи:

• Частица;

• Союз;

• Предлог.

Самостоятельные части речи:

• Местоимение;

• Наречие;

• Числительное;

• Глагол;

• Категория состояния;

• Прилагательное;

• Существительное.

Разряды слов:

• Звукоподражание;

• Междометие.

2. Дополните определения служебных частей речи.

1. Неизменяемые слова, выражающие подчинительные отношения имён существительных, числительных и местоимений с другими словами в предложении и не являющиеся его членами, называются предлогами.

2. Частицами называются неизменяемые служебные слова, придающие добавочные оттенки значения словам, словосочетаниям, предложениям или участвующие в образовании форм слов.

3. Неизменяемые слова, связывающие члены предложения, его части и отдельные предложения в тексте и выражающие синтаксические отношения сочинения или подчинения, называются Союзами.

3. Укажите предложения, в которых использованы производные предлоги.

• Генерал посылал ей пенсию вплоть до самой её смерти.

• Но в дом её не пустили, несмотря на сцены раскаяния и слёзные письма.

• Этим вы увеличите влажность воздуха вокруг растений и сохраните их от перегрева.

4. Допишите предложения, используя служебные и самостоятельные слова из скобок в нужной форме.

1. Магазин есть в начале улицы около церкви.

2. Успех был достигнут благодаря нашей совместной работе над проектом.

3. Постарайся договориться насчёт встречи с ней несмотря на вашу ссору.

4. Дворец строили в течение нескольких лет на побережье Чёрного моря.

5. Выделите в предложениях сочинительные союзы фиолетовым цветом, подчинительные – синим.

1. Когда провели археологический и лингвистический анализ восковой книги, было установлено, что она использовалась не только в первой четверти XI века, но и в конце X века.

2. Часто в публицистических статьях приводятся интересные факты или ярко описываются события, чтобы сделать рассуждение более выразительным.

3. Справедливости ради надо сказать, что за грибами он всё-таки отправился, да только дальше парка не выходил.

6. Дополните предложения союзами, выбирая нужные из списка.

Пчелы, как и кошки, не замечают красный цвет, так что он для них всё равно, что чёрный. Ботаники уже давно обратили внимание на то, что в природе сравнительно редко встречаются красные цветы, но их опыляют бабочки. Оказывается, что для пчел привлекательны белые, жёлтые и голубые тона, однако их мир раскрашен иначе, чем наш.

7. Выделите в предложениях смысловые частицы фиолетовым цветом, формообразующие – синим.

1. Что за уборка ночью!

2. А я мог бы на самом деле говорить о многом.

3. Не лучше ли определить конкретные сроки проведения конкурса?

4. Только не говори бабушке об этом, пусть остаётся в счастливом неведении.

5. Просто часто не понимаешь, что хочешь именно туда.

8. Укажите предложения, в которых выделены междометия.

• Эх, если б он знал, думаю я.

• Увы, оказалось, что всё не так просто.

9. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

А какие недостатки у живых языков? Те, что в них содержится масса исключений, масса неправильностей, какие-то сложные склонения, спряжения. А главное, что если какое-то правило есть – то из него обязательно есть исключения.

10. Вставьте пропущенные буквы и допишите те части предложений, где слова даны в скобках.

1. Но дело в том, что наличие исключений в языках не является каким-то случайным шумом в устройстве механизма языка.

2. К нему нельзя относится как к чему-то постороннему по отношению, так сказать, к идеальному замыслу языка.

3. Наличие исключений в живых языках абсолютно неизбежно ввиду изменчивости языка.

4. Исключения есть, потому что язык, изменяясь, никогда не меняет свою структуру целиком от начала до конца.

5. Меняются какие-то одни пласты, а другие остаются в более архаичном состоянии.

(Из лекций А. А. Зализняка)

11. Прочитайте текст и выполните задания.

1. Выпишите из 1 предложения смысловую отрицательную частицу: не.

2. Выпишите из 2 предложения формообразующую частицу: бы.

3. Выпишите из 3 предложения подчинительный союз: как.

4. Выпишите из 4 предложения предлог, использующийся с Д.п.: по.

5. Выпишите из 5 предложения форму сравнительной степени прилагательного: более.

6. Выпишите из 6 предложения сочинительные союзы: а, и.

7. Укажите часть речи слова так (7 предложение): наречие.

12. Прочитайте оба текста, сопоставьте их содержание и выберите правильное утверждение.

• Новгородский кодекс, по мнению археологов и лингвистов, был создан раньше Остромирова Евангелия.