Упр.43 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:

1. Прочитайте текст. Можно ли озаглавить его по-другому? Какой заголовок предложили бы вы? Определите тип текста. Какие признаки помогли вам правильно его определить?

Дедушка

Военкомат. Приёмная. Сидят люди. Ждут вызова к военкому. Это добровольцы, желающие записаться в народное ополчение.

В те грозные дни в народное ополчение уходили сотни и тысячи москвичей. Многие рвались тогда в ополченцы. Уходили целыми семьями. Из институтов — целыми курсами, с предприятий целыми цехами. Запись в народное ополчение производилась прямо на фабриках, в учреждениях, на заводах и, конечно же, в военкоматах.

Рядом с ними сидит подросток. Посмотришь на него — ясно, что лет ему пятнадцать, не более. Тут же сидит старик. Посмотришь на этого, и ясно — лет шестьдесят ему, не менее.

— Сколько же тебе лет? — спрашивают в очереди у подростка.

— Семнадцать, — отвечает тот.

— Ну а вам сколько же лет, папаша? — обращаются к старику.

Сорок девять, — отвечает старик. — Даже ещё неполных.

— Ну, ну, — улыбаются люди.

Дошла до подростка очередь. Прошёл он в кабинет к военкому. Пробыл недолго. Вышел понурый. Не повезло парнишке. Не взяли его в ополчение.

Скрылся за дверью теперь старик. Этот пробыл там дольше.

Разговор в кабинете был громкий. Всего слышно не было, но отдельные фразы долетали в приёмную.

— Да я ещё — ого-го! Я ещё молодого заткну за пояс. — Это говорил старик.

— Не могу. Нельзя. Поймите, не имею права. — Это говорил военком.

Вышел старик. И у этого вид угрюмый. Много лет старику для того, чтобы записывать его в ополчение.

Ушли подросток и старик из военкомата. А на следующий день, когда ополченцы явились в сборный пункт, смотрят, а там в строю уже стоят и вчерашний подросток, и вчерашний старик.

— Вот это да! — поразились люди.

Правда, у подростка с ополчением так ничего и не вышло. Заметили его. Вернули назад мальчишку. Война — не детское это дело. А вот старик так и остался вместе со всеми. Вместе со всеми и шёл он в учебный лагерь. Тут же двигались повозки со снаряжением.

— Дедушка, — обращаются к нему ополченцы, — да ты хотя бы присел на одну из повозок. В ногах правды нет!

Сердится старик, негодует:

— Какой я вам дедушка! Я — боец! Я — солдат!

Самым удивительным оказалось то, что ему было даже не шестьдесят лет, как предполагали тогда в военкомате, и даже не семьдесят, а целых восемьдесят. Каким он чудом попал и удержался в ополченцах, так никто и не смог понять. Однако имя и фамилию его все запомнили — Иван Иванович Резниченко. Ведь как проживёшь, так и прослывёшь.

(По С. Алексееву)

Текст С. Алексеева «Дедушка» можно озаглавить «Как проживёшь, так и прослывёшь».

Тип текста – повествование с элементами описания: завязка (Военкомат. Приёмная. Сидят люди. Ждут вызова к военкому. Это добровольцы, желающие записаться в народное ополчение.), развитие действия (Рядом с ними сидит подросток. Тут же сидит старик. Дошла очередь до подростка. Вышел понурый. Скрылся за дверью теперь старик. Вышел старик. Ушли подросток и старик из военкомата. А на следующий день… в строю уже стоят и вчерашний подросток, и вчерашний дед. Вернули назад мальчишку. А вот старик так и остался со всеми), развязка (Самым удивительным оказалось то, что ему было даже не шестьдесят, как предполагали тогда в военкомате, и даже не семьдесят, а целых восемьдесят. Каким он чудом попал и удержался в ополченцах, так никто и не смог понять. Однако имя и фамилию все его запомнили – Иван Иванович Резниченко. Ведь как проживёшь, так и прослывёшь.); элементы описания военного времени (грозные годы; многие рвались в ополченцы; уходили целыми семьями, целыми курсами, целыми цехами; запись в народное ополчение производилась на фабриках, в учреждениях, на заводах, в военкоматах); описание подростка (лет ему пятнадцать, не более; понурый); описание старика (лет шестьдесят ему; вид угрюмый).

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Какие из них являются глагольными?

3. Выпишите по одному-два предложения каждого вида: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные. Укажите способ выражения сказуемого.

План

1) Приёмная в военкомате.

2) Многие рвались в ополченцы.

3) Подросток и дедушка.

4) Не взяли ни подростка, ни дедушку.

5) В сборном пункте на следующий день.

6) Я – боец! Я – солдат!

7) Как проживёшь, так и прослывёшь.

Изложение

Дедушка

Военкомат. Приёмная. Сидят добровольцы, желающие записаться в народное ополчение, ждут вызова к военкому.

В те грозные дни в народное ополчение уходили сотни и тысячи москвичей. Шли целыми семьями, курсами из институтов, цехами с предприятий.

Рядом с ними сидит подросток лет пятнадцати и старик лет шестидесяти. На вопрос сидящих в очереди, сколько ему лет, подросток отвечает, что пятнадцать, а старик – что сорок девять. И все понимают, что подросток прибавляет себе годы, а старик убавляет.

Из кабинета военкома подросток вышел быстро. Не взяли его в ополчение. Старик пробыл в кабинете чуть дольше, пытался доказать, что он ещё молодого заткнёт за пояс. Но и ему отказали.

А на следующий день на сборном пункте ополченцы увидели и подростка, и старика. Правда, у подростка с ополчением так ничего и не вышло. Вернули его назад. Война – не детское дело. А вот старик остался и вместе со всеми шёл в учебный лагерь.

Ополченцы, называя его дедушкой, предлагали ему хотя бы присесть на одну из повозок, ведь в ногах правды нет. Но старик сердился. Говорил, что он не дедушка, а боец, солдат.

Самым удивительным оказалось то, что лет ему было не шестьдесят, и даже не семьдесят, а целых восемьдесят. Никто так и не смог понять, каким чудом он попал в ополченцы и смог удержаться. Но имя и фамилию его запомнили – Иван Иванович Резниченко. Ведь как проживёшь, так и прослывёшь.

4. Составьте план текста. Напишите подробное изложение по тексту, заменяя прямую речь косвенной.