Упр.52 Глава 3 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:

52. 1) Рассмотрите иллюстрации, прочитайте фрагмент текста. Какие осложняющие компоненты есть в этом тексте? К какому стилю речи он относится? Как вы думаете, о чём будет текст, который вам предстоит прослушать, выполняя следующие задания?

В Центре по подготовке пилотов к выживанию в экстремальных условиях есть магнитофонная запись рассказа старшего лейтенанта Шмагина. Обращаясь к лётчикам, Шмагин говорит о важности физ-подготовки и постоянного контроля за своей физической формой. Но главное в экстремальной ситуации — не терять выдержки и самообладания, способности быстро и правильно оценить создавшееся положение, уметь настроить себя на действия, кажущиеся в обычной обстановке невыполнимыми.

Опыт этого человека показывает, что из самой непредсказуемой ситуации выход есть. А это важно знать не только людям лётных профессий, но и многим из нас.

(По В. Орлову)

Осложняющие компоненты в тексте:

- деепричастный оборот

- ряды однородных членов

- причастный оборот

В Центре по подготовке пилотов к выживанию в экстремальных условиях есть магнитофонная запись рассказа старшего лейтенанта Шмагина. Обращаясь к лётчикам, Шмагин говорит о важности физподготовки и постоянного контроля за своей физической формой. Но главное в экстремальной ситуации - не терять выдержки и самообладания, способности быстро и правильно оценить создавшееся положение, уметь настроить себя на действия, кажущиеся в обычной обстановке невыполнимыми.

Опыт этого человека показывает, что из самой непредсказуемой ситуации выход есть. А это важно знать не только людям лётных профессий, но и многим из нас.

Стиль речи: публицистический (текст воздействует на читателя, он информативен, прост для восприятия, имеет чёткую авторскую позицию).

Скорее всего, в следующей части текста будут приведены примеры поведения лётчика Шмагина в экстремальных ситуациях.

2) Изучите схемы предложений, на которых условно обозначены грамматические основы, тип сказуемого и осложняющие компоненты (обращения, вводные конструкции, однородные члены), указаны знаки препинания, а также союзы и союзные слова. Послушайте первый фрагмент текста из пяти предложений. Укажите номер предложения для каждой схемы. Озаглавьте фрагмент: начните составлять план текста.

А) ПГС.

Б) (Как обычно), ПГС.

В) ПГС.

Г) ПГС, с которыми, (кажется), СГС

Д) ПГС: «О, СГС!»

А) _ ПГС. (Простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; неосложнённое) - Старший лейтенант Шмагин служил вторым штурманом на военном самолёте.

Б) (Как обычно), _ ПГС. (Простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; осложнено вводной конструкцией) - Как обычно, самолёт вылетел на очередное боевое дежурство в районе Белого моря поздним вечером.

В) _ ПГС. (Простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; неосложнённое) - В тот промозглый сентябрьский день море с утра штормило.

Г) _ ПГС, с которыми, (кажется), СГС 0, 0. (Сложноподчинённое предложение, состоящее из двух частей; 1-я часть простое двусоставное неосложнённое предложение с простым глагольным сказуемым; 2-я часть простое односоставное предложение с составным глагольным сказуемым; осложнено вводной конструкцией и однородными определениями) - В своей небольшой кабинке штурман Шмагин следил за циферблатами приборов, с которыми, кажется, успел сродниться за долгие, томительные часы полёта.

Д) _ ПГС 0, 0: «О, СГС!» (Предложение с прямой речью; 1-я часть простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; осложнено однородными определениями; 2-я часть прямая речь; осложнено обращением; составное глагольное сказуемое) - Неожиданно в наушниках шлемофона лейтенант услышал резкий, напряжённый голос командира экипажа: «Штурман, приготовиться покинуть самолёт!»

Название: «Боевое дежурство в Белом море».

План текста:

1. Вылет на ночное дежурство.

2. Шторм.

3. Приказ покинуть самолёт.

3) Послушайте последовательно ещё четыре фрагмента текста. Составьте план текста, озаглавливая каждый фрагмент. Запишите схемы предложений по образцу в задании 2.

Вторая часть плана:

4. Катапультирование из самолёта.

5. Штурман в штормовом море.

6. Последнее препятствие.

7. Шмагин в госпитале.

Гашетку катапульты Шмагин нажал одновременно с приказом покинуть самолёт. ¬_ ПГС (Простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; неосложнённое)

Вместе с креслом штурман вылетел в ночную звёздную тишь, с силой оттолкнулся от кресла и услышал хлопок раскрывшегося парашюта, остановившего падение. _ ПГС, ПГС и ПГС, ПО (Простое двусоставное предложение, осложнённое однородными сказуемыми и причастным оборотом; все сказуемые являются простыми глагольными)

Перед входом в воду лейтенант успел развернуться по ветру, но всё же сильно ударился о воду и почувствовал себя оглушённым. _ СГС, ПГС и ПГС. (Простое двусоставное предложение, осложнённое однородными сказуемыми; 1-е сказуемое является составным глагольным; 2 и 3-е сказуемые – простые глагольные).

На Шмагине была полная экипировка: куртка, лётный комбинезон, шерстяной костюм под ним, спасательный жилет, ботинки и шлемофон. ПГС : 0, 0, 0, 0, 0 и 0. (Простое двусоставное предложение, осложнённое рядом однородных подлежащих с обобщающим словом при них; сказуемое – простое глагольное)

Из аварийной укладки лейтенант выдернул вчетверо сложенную спасательную лодку, привёл в действие механизм её надува и, борясь с волнами, забрался в лодку. _ ПГС, ПГС, ДО, ПГС. (Предложение простое двусоставное с простыми глагольными сказуемыми, осложнено однородными сказуемыми и деепричастным оборотом)

Ветер и огромные волны гнали лодку к берегу, но, к сожалению, неоднократно переворачивали её, вынуждая лейтенанта вновь и вновь взбираться в неё из холодного бушующего моря. _ и _ ПГС, но, (к сожалению), ПГС, ДО. (Простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; осложнено однородными подлежащими, сказуемыми, деепричастным оборотом и вводной конструкцией)

Через шесть часов напряжённой гребли и борьбы с волнами Шмагин увидел перед собой широкую полосу пенящихся волн берегового прибоя. _ ПГС. (Простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; неосложнённое)

Ещё час ушёл у него на преодоление этого хоть и последнего, но самого трудного препятствия. _ ПГС хоть и 0, но 0. (Простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; осложнено однородными определениями)

На берегу лётчик понял, что не может даже подняться. _ ПГС, что СИС. (Сложноподчинённое предложение; 1-я часть простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; неосложнённое; 2-я часть односоставное безличное предложение с составным именным сказуемым; неосложнённое)

Тогда он пополз в сторону маяков и примерно через километр увидел рыбацкий домик. _ ПГС и ПГС. (Простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; осложнено однородными сказуемыми)

Там были люди, которые доставили лётчика в госпиталь. ПГС _, которые ПГС. (Сложноподчинённое предложение; 1-я часть простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; неосложнённое; 2-я часть простое двусоставное предложение с простым глагольным сказуемым; неосложнённое)

В госпитале к изумлению врачей выяснилось, что Шмагин абсолютно здоров и даже не простудился. ПГС, что_ СИС и ПГС. (Сложноподчинённое предложение; 1-я часть простое односоставное безличное предложение с простым глагольным сказуемым; неосложнённое; 2-я часть простое двусоставное предложение с однородными сказуемыми; 1-е сказуемое составное именное, 2-е сказуемое простое глагольное)

4) Напишите подробное изложение текста, используя все осложнённые предложения.

— подлежащее

ПГС — простое глагольное сказуемое

СГС — составное глагольное сказуемое

СИС — составное именное сказуемое

О — обращение

— однородные члены

(...) — вводное слово

Изложение

В Центре подготовке пилотов к экстремальным ситуациям сохранилась магнитофонная запись рассказа старшего лейтенанта Шмагина. Обращаясь к лётчикам, Шмагин говорит о важности физподготовки и постоянного контроля за своей физической формой. Но самое главное в экстремальной ситуации - не терять выдержки и самообладания, способности быстро и правильно оценить ситуацию, уметь настроить себя на действия, кажущиеся в обычной обстановке невыполнимыми.

Опыт лейтенанта показывает, что выход можно найти из любой ситуации. А это важно знать не только пилотам, но и многим из нас.

Старший лейтенант Шмагин служил вторым штурманом на военном самолёте. Как обычно, самолёт вылетел на очередной боевое дежурство в район Белого моря. В тот день море с утра штормило. В кабине пилота Шмагин следит за показаниями приборов, с которыми, кажется, уже сроднился за долгие, томительные часы полёта. Внезапно в наушниках лейтенант услышал голос командира экипажа, который приказывал ему покинуть самолёт.

Гашетку катапульты Шмагин нажал одновременно с полученным приказом. Вместе с креслом штурман вылетел в ночную звёздную тишь, с силой оттолкнулся от кресла и услышал хлопок раскрывшегося парашюта, остановившего падение. Несмотря на то, что лейтенант перед входом в воду успел развернуться по ветру, он сильно ударился о воду и почувствовал себя оглушённым.

На Шмагине была полная экипировка: куртка, лётный комбинезон, шерстяной костюм под ним, спасательный жилет, ботинки и шлемофон. Из аварийной укладки он выдернул вчетверо сложенную спасательную лодку, привёл в действие механизм её надува и, борясь с волнами, забрался в лодку. Ветер и огромные волны гнали лодку к берегу, но, к сожалению, неоднократно переворачивали её, вынуждая лейтенанта вновь и вновь взбираться в неё из холодного моря.

Через шесть часов Шмагин увидел перед собой полоску берега. Ещё час ушёл у него на то, чтобы преодолеть это последнее, но самое трудное препятствие.

На берегу лётчик понял, что не может даже подняться. Тогда он пополз в сторону маяка и через некоторое время увидел рыбацкий домик. Люди из домика доставили лётчика в госпиталь. Там, к изумлению врачей, выяснилось, что Шмагин абсолютно здоров и даже не простудился.