Упр.28 Глава 4 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:

28. 1) Прочитайте. Укажите два предложения, в которых пропущены не обособленные, а главные члены предложения. Дополните предложения подходящими по смыслу словами и выражениями из рамки.

а) соловей; б) чистая флейта; в) жаворонок звонкий; г) голоса самой красавицы весны; д) юлка; е) даже в городе, ещё при полном снеге; ж) чем полевой

На весь мир знаменит «певец любви, певец своей печали» — (...). А кто любит утренние светлорадостные песни, для тех «певец полей» — «(...)». К слову сказать: мне ещё больше, (...), по душе жаворонок лесной — (...). Весной поёт он не только утром3, но и все белые ночи напролёт, и голос у него — (...)! Да и все птичьи песни — (...) — так сладостно волнуют душу. Первым — (...) — зазвенит бубенчик синицы. И не успеет заневеститься, покрыться1 листвой лес, — звонким жемчугом рассыплется в нём солнечная песенка зяблика.

(В. Бианки)

На весь мир знаменит «певец любви, певец своей печали» - соловей. А кто любит утренние светлорадостные песни, для тех «певец полей» - «жаворонок звонкий». К слову сказать: мне ещё больше, чем полевой, по душе жаворонок лесной - юлка. Весной поёт он не только утром, но и все белые ночи напролёт, и голос у него - чистая флейта! Да и все птичьи песни - голоса самой красавицы весны - так сладостно волнуют душу. Первым - даже в городе, ещё при полном снеге - зазвенит бубенчик синицы. И не успеет заневеститься, покрыться листвой лес, - звонким жемчугом рассыплется в нём солнечная песенка зяблика.

Предложения с пропущенными главными членами:

А кто любит утренние светлорадостные песни, для тех «певец полей» - «жаворонок звонкий».

Весной поёт он не только утром, но и все белые ночи напролёт, и голос у него - чистая флейта!

2) Запишите текст о птицах, представленных на иллюстрациях. Проверьте себя, прослушав аудиозапись. Объясните знаки препинания в тексте.

На весь мир знаменит «певец любви, певец своей печали» - (тире перед обособленным одиночным приложением, стоящим после определяемого слова) соловей. А кто любит утренние светлорадостные песни, (запятая разделяет части сложного предложения) для тех «певец полей» - (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) «жаворонок звонкий». К слову сказать: (двоеточие после вводной конструкции) мне ещё больше, (запятой выделяется сравнительный оборот) чем полевой, (запятой выделяется сравнительный оборот) по душе жаворонок лесной - (тире перед обособленным одиночным приложением, стоящим после определяемого слова) юлка. Весной поёт он не только утром, (запятая между однородными обстоятельствами) но и все белые ночи напролёт, (запятая разделяет части сложного предложения) и голос у него - (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) чистая флейта! Да и все птичьи песни - (тире выделяет распространённое приложение, стоящее после определяемого слова) голоса самой красавицы весны - (тире выделяет распространённое приложение, стоящее после определяемого слова) так сладостно волнуют душу. Первым - (тире выделяет обособленное определение со значением уточнения) даже в городе, ещё при полном снеге - (тире выделяет обособленное определение со значением уточнения) зазвенит бубенчик синицы. И не успеет заневеститься, (запятая между однородными сказуемыми) покрыться листвой лес, - (запятая и тире разделяют части сложного предложения) звонким жемчугом рассыплется в нём солнечная песенка зяблика.

3) Найдите предложения с обособленными приложениями, подчеркните в них все члены предложения. Укажите, чем выражены приложения.

На весь мир знаменит «певец любви, певец своей печали» - соловей. (существительное)

(кто?) певец любви, певец печали; певец любви, певец печали (каков?) знаменит; знаменит (на что?) на мир; на мир (какой?) весь; печали (чьей?) своей; певец (какой?) соловей)

К слову сказать: мне ещё больше, чем полевой, по душе жаворонок лесной - юлка. (существительное)

(кто?) жаворонок; жаворонок (каков?) по душе; по душе (кому?) мне; по душе (в какой степени?) ещё больше, чем полевой; жаворонок (какой?) лесной - юлка)

Да и все птичьи песни - голоса самой красавицы весны (существительное + прилагательное + существительное + существительное) - так сладостно волнуют душу.

(что?) песни; песни (что делают?) волнуют; песни (какие?) все птичьи - голоса самой красавицы весны; волнуют (как?) сладостно; волнуют (что?) душу)

4) Укажите предложения, в которых используются цитаты. Установите их источники и авторов цитируемых выражений.

На весь мир знаменит «певец любви, певец своей печали» - соловей. - цитата А.С. Пушкин «Певцы».

А кто любит утренние светлорадостные песни, для тех «певец полей» - «жаворонок звонкий». - цитата В.А. Жуковский «Жаворонок».

5) Выделенные слова разберите по составу и установите способ словообразования.

- светлорадостные > светлая радость (сложение с суффиксацией)

- заневеститься > невеститься (приставочный способ)

Морфологический разбор:

Утром

1. Утром - наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос когда?).

2. Постоянные признаки:

- знаменательное

- наречие времени

- неизменяемое

3. В предложении является обстоятельством (поёт (когда?) утром).

Фонетический разбор:

Покрыться

1. Покрыться - по-кры-ться (3 слога; 2-й слог ударный).

2. Покрыться - [пакрыц:а].

3. В слове 9 букв: 3 гласных, 5 согласных и 1 буква, не обозначающая звука.

4. Звукобуквенный анализ:

п - [п]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

о - [а]: гласный, безударный

к - [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

р - [р]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный

ы - [ы]: гласный, ударный

т - [ц:]: согласный, глухой непарный, твёрдый непарный, долгий

ь - не обозначает звука

с - не образует звука

я - [а]: гласный, безударный

5. В слове 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.

Буква ь не обозначает звука.

Согласная буква с не образует звука.