Упр.101 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

101. 1) Внимательно прочитайте текст и определите его тему. Находится ли заголовок текста в прямой зависимости от его темы?

Большое в малом

(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

(2) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

(3) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлешга и наказании». Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростов-щицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

(4) Соблюдать большое надо во всём решительно. Тогда всё легко и просто.

(Д. Лихачёв)

Тема эссе сформулирована в заголовке.

2) Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие чувства хочет пробудить в человеке автор? Подумайте, есть ли у этого текста жанровые признаки эссе. Выстраивая своё рассуждение, используйте перечисленные в тексте параграфа особенности эссе.

Это текст публицистического стиля, т. к. его основная функция – воздействие на читателя с целью привлечения внимания к вопросу, освещаемому в тексте. Автор выражает свою оценку, мнение, побуждает к размышлению, поступкам, действиям. Автор хочет пробудить в человеке чувство ответственности за выбор средств на пути к достижению цели.

Жанровые признаки эссе у этого текста:

1) Небольшой объём.

2) Заголовок как отправная точка в размышлениях автора.

3) Свободная композиция и одновременно внутреннее смысловое единство, подчинённое логике автора, который выстраивает связи между явлениями на основе личных воспоминаний, жизненного опыта, умения смотреть на вещи с разных сторон.

4) Выразительность языка и индивидуальный авторский стиль, которые создаются за счёт использования выразительных средств: метафор, образных сравнений, аллегорий, символов, образов.

3) Какие проблемы обсуждает в тексте автор? Считаете ли вы их важными для себя? Разделяете ли вы его точку зрения?

В тексте автор обсуждает проблемы пути достижения человеком цели, то, какие средства нельзя использовать в этом. Это важные проблемы для общества. Я разделяю точку зрения автора, он прав в том, что «нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».

4) Какие выразительные средства использует автор (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворение, оксюморон, антитезу, синонимы)?

Основную мысль автор формулирует и развивает с помощью антитезы: большое – малое, великое – незначительное, дурное – доброе, несбыточно – реально. Личные оценки Д. С. Лихачёв передаёт посредством эпитетов: великая цель, добрая цель, дурные средства, низкие средства. Описывая внутреннее состояние героя романа «Преступление и наказание», автор применяет метафору: терпит внутреннее крушение. Значимость проблемы для автора показывает гипербола: большая цель охватывает всего человека.

5) Докажите, что в этом тексте представлено рассуждение: укажите абзацы, содержащие тезис, аргументы и вывод. Есть ли в абзаце 3 фрагменты с другим типом речи? Возможно ли соединение рассуждения с описанием и повествованием?

В первом абзаце автор формулирует тезис. Второй и третий абзац – аргументы: во втором абзаце Д. С. Лихачёв раскрывает тезис на примере великой цели человека, в третьем – обращается к народной мудрости и приводит в качестве примера роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В последнем абзаце автором сформулирован вывод.

6) Найдите в абзаце 1 утверждение, которое проиллюстрировано в абзаце 3. Приведите к выделенному тезису свои примеры.

В абзаце 3 проиллюстрировано утверждение «…если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать». Раскольников, имея большую цель «облагодетельствовать человечество», совершает преступление, в результате чего «терпит внутреннее крушение», а цель так и осталась несбыточной.

В материальном мире большое не уместишь в малом. Невозможно слона поместить в спичечный коробок, как и верблюду пройти в игольное ушко.

7) Работа в группе. Перескажите текст устно, сохраняя его стилистику. Оцените пересказы одноклассников по следующим критериям:

а) логичность и точность изложения;

б) соблюдение речевых и орфоэпических норм;

в) использование выразительных средств языка;

г) эмоциональность.