Упр.108 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

108. 1) Прочитайте строфы из стихотворения про себя и вслух. Определите, используются ли в нём формы звукописи — аллитерация и ассонанс. Подумайте, как словесное и смысловое ударение, паузы способны подчеркнуть смысл этого стихотворения.

Минута: минущая: минешь!

Так мимо же, и страсть и друг!

Да будет выброшено ныне ж —

Что завтра б — вырвано из рук!

Минута: мающая! Мнимость

Вскачь — медлящая! В прах и в хлам

Нас мелющая! Ты, что минешь:

Минута: милостыня псам!..

О, как я рвусь тот мир оставить,

Где маятники душу рвут,

Где вечностью моею правит

Разминовение минут.

(М. Цветаева)

В стихотворении наиболее заметна аллитерация на М, связанная с центральным образом, однако настойчиво повторяются и шипящие звуки: минущая, минешь, выброшено, ныне ж, мающая, медлящая и т. д. Это шипение придаёт стиху зловещее приглушённое звучание.

Минута сближается в поэтическом сознании с фонетически ближайшим словом «минуть», акцентируя внимание на преходящем и проходящем характере времени. Слово «минешь» закономерно тянет за собой этимологически родственное слово «мимо».

В следующей строфе минута названа мающей, то есть томящей, мучающей. Здесь развивается мотив обмана, мнимости, поддержанный оксюморонным сочетанием «вскачь – медлящая», рифмой «мнимость – минешь», минута превращается в «милостыню псам» – своеобразный итог осмысления ключевого слова. Эмоциональный накал достигает предела, что передаётся особым скачкообразным ритмом с обилием внутренних пауз, четырьмя восклицаниями, акцентированными внутренними рифмами – определениями минуты, рвущими строку: «мающая! медлящая! мелющая!» Так подчёркивается губительная сила времени.

Противоречие между бесконечностью времени и его ничтожностью, мгновенностью представлено в концовке стихотворения: «…вечностью моею правит разминовение минут».

2) Какие мысли вызывает у вас это стихотворение? Определите, какие смысловые связи, ассоциации устанавливаются между словами в этом тексте. Познакомьтесь с мнением литературоведа и выскажите своё согласие или несогласие с ним.

Перед нами природная этимология, поэтическая этимология, на самом деле латинское слово «минута» и русское «минуть» не имеют между собой ничего общего и восходят к разным корням, но набор созвучных слов, наросший вокруг них, даёт такую рябь смеж-ных значений, которая делает стихотворение богаче и многозначнее (М. Гаспаров).

Образ минуты вынесен в название стихотворения, словом «минута» стихотворение начинается, далее идёт двоеточие как знак пояснения, уточнения, за которым развёртывается цепочка звуковых ассоциаций к центральному образу. Слово задаёт звуковой ряд и ключ к ассоциативной цепи стихотворения, наблюдается нанизывание однокоренных и созвучных слов.

3) Объясните значение подчёркнутого словосочетания. Определите, какой троп использует автор.

Метафора «рябь смежных значений» обозначает, что М. Цветаева в стихотворении использовала ряд созвучных слов, близких по значению.