Упр.110 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

110. 1) Прочитайте текст и подумайте, как бы вы закончили предложения 1-7, используя ряды однородных членов из рамки. Запишите свой вариант текста, сжато выразив мысль первой его части.

а) бледное, голубое, холодное, плавное, лёгкое;

б) громкое, яркое, красное, горячее, быстрое;

в) нежное, снег, небо, ночь;

г) широта, даль, океан, марево, размах;

д) близкое, низкое, стискивающее;

е) душное, тяжкое, туман, тьма, затхлое;

ж) милое, мягкое, мать, море

Всякий звук человеческого голоса, всякая буква — сама по себе вызывает в человеке известные представления, создаёт звукообразы. Я далёк от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определённое смысловое или цветовое обозначение.

(1) Но — Р — ясно говорит мне о чём-то (...).

(2) Л — о чём-то (...).

(3) Звук Н — о чём-то (...).

(4) Звуки Д и Т — о чём-то (...).

(5) Звук М — (...).

(6) С А — связывается (...).

(7) С И — (...) и так далее.

(По Е. Замятину)

Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создаёт звукообразы.

(1) Р – ясно говорит мне о чём-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

(2) Л – о чём-то бледном, голубом, холодном, плавном, лёгком.

(3) Звук Н – о чём-то нежном, о снеге, небе, ночи.

(4) Звуки Д и Т – о чём-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

(5) Звук М – о милом, мягком, о матери, о море.

(6) С А – связывается широта, даль, океан, марево, размах.

(7) С И – близкое, низкое, стискивающее и так далее.

(По Е. Замятину)

2) Работа в группе. Послушайте текст и сравните свои варианты с высказыванием известного мастера слова. Совпали ли ваши ассоциации? Как вы думаете, есть ли для этого объективные условия? Аргументируйте свой ответ, прочитав текст рубрики «Лингвистическая кладовая».

Лингвистическая кладовая

Дискуссии о связи между звуком и значением продолжаются со времён Античности до наших дней. Согласно одной точке зрения звуки речи сами по себе могут выражать определённый эмоциональный смысл. Такую связь между звуком и смыслом называют звуковым символизмом, и изучает её особое направление науки — фоносемантика. Сторонники этой точки зрения считают, что звуки связаны с образными представлениями или ощущениями, которые они вызывают у людей, и утверждают, что связь между звукосочетанием, составляющим слово, и понятием, которое оно обозначает, не случайна. Ещё Платон полагал, например, что звук [р] лучше приспособлен для передачи порыва и движения, [л] — для обозначения чего-то гладкого, [И] — узкого, [а] — большого, [э] — вечного, долгого. В подтверждение этой точки зрения часто приводят слова, основанные на звукоподражании: шорох, топот, капать, мурлыкать и тому подобные.

Противники фоносемантики как науки отрицают наличие смысла у звука, настаивая на том, что смысл возникает из соединения звука со значением слова или высказывания, в составе которых звуки употребляются. Аргументируя свою позицию, они указывают на то, что в разных языках названия одного и того же предмета часто не совпадают по составу звуков. Кроме того, в ходе исторического развития слова даже в одном языке могут изменять свой звуковой состав.

Наличие разных точек зрения не мешает общему пониманию того, что в художественной речи издавна используется звукопись — свойство звука вызывать у большинства людей похожие звуковые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые представления и схожие эмоции.

Ассоциации совпали, и для этого есть объективные условия, потому что в художественной речи издавна используется звукопись – свойство звука вызывать у большинства людей похожие звуковые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые представления и схожие эмоции.