Упр.111 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:

111. Проектное задание. Если вас заинтересовали проблемы звукописи и звукового символизма, вы можете принять участие в эксперименте по установлению звуковых соответствий между звуком, цветом и смыслом. Познакомьтесь с книгой А. П. Журавлёва «Звук и смысл», найдите описание предложенной в ней методики и проведите исследование, выбрав группу людей для изучения их ассоциаций. Представьте своё исследование в виде реферата или доклада.

Исследование по установлению соответствий

между звуком, цветом и смыслом

Существуют ли какие-либо определённые звукоцветовые соответствия или же это случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? До исследований А. П. Журавлёва ответом на этот вопрос чаще всего было утверждение о том, что связь «звук речи – цвет» – редкий, сугубо индивидуальный феномен.

Рассматривая связь звука и цвета, Журавлёв в своих исследованиях опытным путём выяснил, что гласные имеют в сознании людей цветовые соответствия. Испытуемых просили либо подобрать к звукам речи цвета, либо написать на цветных карточках соответствующие им звуки, либо выстроить звуки по цвету, например, от «самого красного» до «наименее красного» и т. п.

Эксперименты с тысячами испытуемых показали, что в подавляющем большинстве гласные звуки окрашиваются вполне определённо. Наибольшее число совпадений было выявлено относительно трёх гласных – А, Е, И. Испытуемые в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливали вполне определённые связи между звуком и цветом, при этом отмечалось, что сопоставление было неосознанным. Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям представлены в таблице.

А. П. Журавлёв приводит звукоцветовой анализ стихотворения А. Блока «Гамаюн, птица вещая», которое поэт написал под впечатлением от картины В. Васнецова, написанной в красных тонах.

Гамаюн, птица вещая

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поёт,

Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

В тексте стихотворения подсчитывается количество каждой звукобуквы. Расчёт звукоцвета показал, что в стихотворении среди гласных наиболее заметно доминируют А и Я, затем Ы и У. Если изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Приведённым анализом Журавлёв доказывает свою теорию на практике.

Гипотеза: Можно ли, определив звукоцвет стихотворения, понять настроение поэта и его замысел?

Я провела мини-исследование по установлению соответствий между звуком и цветом, предложив выполнить задание на определение цвета звукобукв разным группам людей: подросткам и их родителям.

Сравним полученные данные с данными по определению цвета гласных звуков в таблице А. П. Журавлёва и зафиксируем совпадения в определении гласных по цвету.

Приступаем к анализу стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Как видим, в стихотворении преобладает зелёный цвет, за ним по убывающей следуют светло-жёлтый или белый, красный, синий, тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый, коричневый или чёрный, голубоватый, сиреневый и жёлто-зелёный цвета.

Стремительное начало стихотворения, поэтические образы героини, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, создают радостное и светлое настроение. Преобладают зелёный и светло-жёлтый или белый цвета.

А во второй строфе – описание вчерашней бури за окном, печального настроения. Пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла, бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). Преобладают красный и зелёный цвета.

И вновь по контрасту в третьей строфе описание блистающего сегодняшнего утра. Яркие и сочные описания (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т. д.) создают образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, передают бодрое, весёлое настроение. Преобладают зелёный, светло-жёлтый или белый и синий цвета.

Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату в четвёртой строфе стихотворения. Она озарена «янтарным блеском». Преобладают зелёный, красный и светло-жёлтый или белый цвета.

Уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени, автор призывает отправиться в санях на прогулку. Преобладают зелёный и светло-жёлтый или белый цвета.

Вывод: определив звукоцвет стихотворения, можно понять настроение поэта и его замысел.